Куйбышевский железнодорожник

Точный расчёт

Гюзель Латыпова, маневровый диспетчер станции Дёма

Гюзель Латыпова отмечена высшей наградой отрасли – знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД»

Гюзель Латыпова.jpg

«Приятно было получить награду из рук генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Валентиновича Белозёрова, – делится впечатлениями наша героиня. – Такая высокая оценка труда волнительна и ко многому обязывает. Обещаю, что приложу все усилия, чтобы соответствовать высокому званию».

Уже 29 лет жизнь Гюзель связана с железной дорогой. Хотя профессию она выбрала, можно сказать, случайно.

После окончания восьмого класса она подала документы в финансовый техникум. Но буквально за неделю до первого сентября попала на станцию Дёма, где её старшая сестра Зиля трудилась оператором горки.

«Понаблюдав за работой станции, я поняла, что моё призвание вовсе не бухгалтерия, – улыбается Гюзель. – Мне захотелось окунуться в ту круговерть движения и почувствовать себя участником процесса. Человек я активный, в хорошем смысле слова, даже импульсивный, поэтому состояние покоя мне не по душе. В итоге я забрала документы, но набор в железнодорожный техникум уже был окончен. Пришлось вернуться в школу и поступать уже после окончания десятилетки».

Учёба давалась легко, девушка с интересом осваивала программу профессиональной подготовки. Сессии сдавала на «отлично», что давало возможность получать повышенную стипендию.

По распределению пришла работать на уже знакомую станцию Дёма. Стажировалась оператор сортировочной горки у опытных движенцев, среди которых была и её старшая сестра.

«Для меня станция стала вторым домом, – говорит Гюзель. – Коллектив принял меня тепло, все старались помочь, подсказать, подставить плечо в трудной ситуации. Да и судьбу свою я здесь встретила. Мой муж Рафаэль тогда работал составителем поездов. Наш служебный роман, развивавшийся на глазах коллег, закончился свадьбой. В прошлом году отметили серебряный юбилей совместной жизни, у нас трое замечательных детей – Артём, Марат и Эвелина».

В 1997 году Латыповой предложили попробовать себя в роли маневрового диспетчера. Осваивать новую профессию ей помогала Людмила Павловна Новикова, специалист с огромным опытом и авторитетом. Объясняя специфику, учила стажёра держать всё в поле зрения, знать и контролировать работу каждого исполнителя, оперативно и грамотно «разруливать» самые сложные ситуации, уметь быть собранной, тренировать выносливость и силу воли, ведь дежурить нужно и по ночам.

Уроки наставницы Гюзель усвоила чётко. Про неё говорят, что дело своё она знает на «пять с плюсом». Во время своей смены она на несколько шагов впереди, словно опытный гроссмейстер, просчитывает последовательность маневровой работы. Причём делает это с особенным спокойствием и полной уверенностью в своих силах. По-другому и быть не может, ведь она – профессионал.

«Начинаешь продумывать ходы: куда и как наиболее эффективно распределить вагоны. А когда дело сделано – наслаждаешься процессом движения, – объясняет тонкости своего дела собеседница. – Меня возмущает, что некоторые люди считают мою работу однообразной, на мой взгляд, она творческая и динамичная. Маневровый диспетчер должен быть очень ответственным, эрудированным, иметь талант организатора, обладать отличным логическим мышлением и способностью оперативно принимать верные решения. В голове – масса информации, которую нужно выстроить в цепочку и заставить работать. За 22 года у меня не было двух одинаковых смен».

Представить себя работающей в другой сфере Гюзель не может. Из окна её кабинета, который сродни командирскому пункту наблюдения, открывается впечатляющая своим размахом картина: на чётной сортировочной горке вовсю кипит работа. А на экране мониторов отражается полное положение дел на станции. Маневровый диспетчер здесь словно главнокомандующий. К нему слетаются все данные по работе станции, по прибывающим поездам, по предстоящим отцепкам и прицепкам. В каком из вагонов выявили технический брак, а где – коммерческий, откуда прибывает разборка и в каком составе, какой вагон куда идёт, где будет выгружаться или куда его нужно поставить под погрузку. К тому же отвечать приходится не только за свой фронт работы, но и за стабильный труд всей комплексной бригады. Не каждому под силу выдержать такой темп. Психологические нагрузки огромные. Но Латыповой всё по плечу, недаром она носит звание «Лучший руководитель среднего звена на железнодорожном транспорте».

«Гюзель Хаматгареевна не боится взять на себя ответственность в принятии решений по сложным вопросам, находящимся в её компетенции, умеет настоять на своём мнении, которое имеет под собой прочный теоретический фундамент и основано на большом практическом опыте, – говорит начальник станции Дёма Дмитрий Демин. – Она обладает высокой работоспособностью, придерживается корпоративных норм и правил, понимает их значимость для сотрудника ОАО «РЖД», а также старается привить уважение к ним у молодого поколения работников станции».

Владея передовыми методами труда, имея за плечами многолетний опыт работы в должности, отличные знания нормативных документов и солидный опыт, Гюзель Хаматгареевна щедро делится ими с молодыми коллегами. За период работы она стала наставником для десяти начинавших свою карьеру маневровых диспетчеров, передав им не только профессиональные знания, но и преданность делу. Вместе с ней на чётной горке трудятся маневровыми диспетчерами её ученики Павел Макаренко, Юрий Григорьев и Тимур Тухватуллин.
Автор: Светлана Мяченкова