Профессия – решать логические задачи Октябрьская магистраль

Профессия – решать логические задачи

Ирина Арутюнян, дежурный по станции (ДСП) Петрозаводск

Ирина Арутюнян создала видеоролики, дающие дежурным по станции подробное руководство к действию во внештатных ситуациях

Ирину Филипповну коллеги знают как ответственную железнодорожницу, за 35 лет работы ни разу не давшую повод усомниться в её высоком профессионализме. Помимо основной работы, она также выполняет функции общественного инспектора.

В мае нынешнего года Ирина Филипповна представила руководству станции пятиминутные ролики, которые включают в себя логические карты «Действия ДСП в нестандартных ситуациях».

– Презентационные слайды созданы на основе логических карт – документа, который является руководством к работе дежурного по станции, – объясняет Ирина Филипповна. – Однако не всё, что написано на бумаге, усваивается и всплывает в памяти в нужный момент, особенно у молодых специалистов, не имеющих большой практики.

ДСП руководствуются в работе тремя основными инструкциями и Правилами технической эксплуатации.

– Однако не всё можно узнать, сидя за партой вуза или колледжа – подтверждает заместитель начальника Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций (ДЦС-4) по кадрам и социальным вопросам Валерий Курбеко. – Видеоролики наглядно показывают, что может произойти на станции неординарного и, следовательно, какие действия должен предпринять дежурный, чтобы избежать нарушения безопасности движения.

Нетрудно представить: новичок впервые оказался за пультом ДСП, в его руках – работа станции. Вдруг один участок засветился красным – выдаёт ложную занятость. Что делать? Тут и растеряться можно. Как провести заданный объём маневровой работы на станции? Как состыковать действия путейцев, вагонников и машинистов? А ведь в работе ДСП есть ещё и такие тонкости, как соблюдение регламента переговоров: при передаче информации составителю поездов или машинисту должна поступить исчерпывающая однозначная информация, при этом – без лишних слов, чтобы потом не оправдываться, дескать, «меня не так поняли».

– Такой формат – в виде видеороликов – я выбрала потому, что молодёжь нынче легко воспринимает информацию, получаемую из гаджетов, и гораздо сложнее – ту, что на бумаге, – говорит Ирина. – К тому же при просмотре видео включается ещё зрительная память, поэтому материал запоминается гораздо легче.

Ролики ориентированы, в первую очередь, на молодых специалистов. От железнодорожников, пришедших на дорогу 20 и более лет назад, иногда приходится слышать, дескать, «молодёжь не та пошла». Ирина Филипповна того же мнения, только её оценка – со знаком плюс.

– Молодые специалисты, кто по-настоящему хочет работать на «железке», схватывают всё на лету! После железнодорожного колледжа к нам пришла Вероника Омшеева, так она смогла самостоятельно работать уже спустя два месяца, как впервые попала за настоящий пульт! Теперь она заочно получает высшее образование в ПГУПСе и трудится в нашем коллективе, – рассказывает Ирина. – Или Вова Макаров, пришедший к нам составителем поездов. Он очень хотел работать ДСП, мы его обучили, и теперь он – мой коллега.

На вопрос, какое качество является главным в работе дежурного по станции, Ирина не задумываясь отвечает: «Ответственность!» В ведении ДСП – обеспечение бесперебойной и безопасной работы станции. Принимать и отправлять поезда, регулировать движение – открыть и закрыть входные сигналы, организовать маневровую работу, – всё подчиняется ДСП.

– Ни одна смена не похожа на другую. Пассажирские, конечно, идут в графике – летнем и зимнем. А вот время прибытия-отправления и количество грузовых поездов меняется, также в течение недели на станции могут идти «окна» для проведения путевых работ разной продолжительности, – объясняет Ирина.

Она признаётся, что часто ловит себя на мысли, что любит свою работу, при огромной ответственности чувствует себя в ней легко, каждый день с интересом решая логические задачи. При этом помнит, как в годы учёбы в Петрозаводском техникуме восклицала с уверенностью: «На «железке» работать не буду. Не моё это!». Да и в техникум она попала случайно. Там училась её старшая сестра, которая с увлечением рассказывала Ирине-старшекласснице, как весело им живётся: стройотряды, песни у костра, дружные компании на дни рождения… Потом в школе задали сочинение «Моя будущая профессия».

– Недолго думая над темой сочинения, я написала «хочу быть железнодорожницей», – вспоминает Ирина. – Да так, видно, хорошо расписала, что по окончании 10-го класса к нам в школу приехал машинист, Почётный железнодорожник Юрий Константинович Звягин и вручил мне комсомольскую путёвку в железнодорожный техникум.

Искренне любя свою работу – за сложность, за чёткую организованность и слаженность техпроцессов, Ирина немного жалеет, что сыновья, оба окончившие железнодорожный техникум, на «железку» не пошли. Евгений работает в системе МВД, старший, Артур, фитнесс-тренером. Ирина надеется, что теперь её внук Артёмка станет продолжателем железнодорожных традиций семьи. Кстати, муж Ирины, Эдвард, человек творческий, будучи всю жизнь музыкантом военного оркестра, теперь является первым зрителем и критиком роликов супруги.

Сейчас презентационный проект Ирины Арутюнян, получивший одобрение в ДЦС-4, уже внедрён на всех станциях региона, а автор получила поощрение из лимита начальника ОЖД. К тому же Ирина стала одним из победителей проекта «Вектор безопасности».

– Получивший высокую оценку в Октябрьской дирекции управления движением, проект отправлен в центральный аппарат дирекции. Надеемся, что труд нашего специалиста будет распространён на всей сети компании, – сказал Валерий Курбеко.
Автор: Светлана Ханаева