Забайкальская магистраль

Бригада высокого класса

Максим Махнёв, начальник поезда Новосибирск – Владивосток

Максим Махнёв не допустил паники пассажиров при сходе поезда

Максим Махнёв.jpg

Утром 1 июня на станции Куэнга Забайкальской дороги четыре вагона поезда Новосибирск – Владивосток сошли с рельсов. К счастью, никто из пассажиров не пострадал. Огромную роль в ликвидации последствий схода сыграли действия поездной бригады и начальника поезда Максима Махнёва.

Иногда вклад человека можно увидеть, только посмотрев на ситуацию как на результат верных в чрезвычайных обстоятельствах решений, которые в конечном итоге приводят к хорошему финалу. Так было с поездом Новосибирск – Владивосток. Когда поезд сошёл с рельсов, Максим Махнёв не только не допустил паники, но и сплотил пассажиров, что в нештатной ситуации иногда становится самым главным.

Поезд выехал из Новосибирска 29 мая. В пути он находится 4,5 суток. В таких длительных поездках пассажиры и поездная бригада проживают маленькую жизнь – знакомятся, общаются, расстаются. «Всегда учил своих проводников, чтобы общение с пассажирами они начинали ещё при посадке. Как театр начинается с вешалки, так наша работа – с планёрки. Я настраиваю бригаду делать свою работу хорошо и очень внимательно относиться к пассажирам, – рассказывает Максим Махнёв. – Начинаю прежде всего с себя. Когда посадка заканчивается, обязательно прохожу весь поезд, говорю с проводниками, с пассажирами, на месте решаю возникающие вопросы. Ощущение, что в поезде есть человек, на которого можно положиться, сыграло для пассажиров огромную роль в той аварии».

Обычно на вторые сутки пассажиры, да и поездная бригада, познакомившись и пообщавшись, настолько привыкают друг к другу, что начинают чувствовать себя частью размеренного общего пространства, где, кажется, спокойный перестук колёс будет продолжаться до самого конца поездки. Почти все пассажиры спали ранним утром 1 июня. Максим Махнёв только прошёл весь состав и к пяти утра вернулся в своё купе в штабном вагоне. «Ничто не предвещало беды. Поезд при скорости 22 км/ч заходил на первый боковой путь станции Куэнга. Всё произошло молниеносно: задребезжало, затрясло, я услышал, как колёса режут щебень, а от них поднимается пыль. И поезд встал, – вспоминает Максим. – Я побежал в тамбур, открыл двери и увидел, что вагоны сошли с рельсов. Третий вагон СВ даже наклонился примерно на 40 градусов, мой вагон сошёл следом за ним. Получился эффект пружины. Шестой, седьмой, восьмой вагоны остались на рельсах, а девятый тоже сошёл. Я почему-то сразу подумал про пассажиров вагона СВ, их там четверо ехало, двое мужчин из Читы до Владивостока и две женщины, которые выходили чуть раньше. Поскольку этот вагон больше всего пострадал, я побежал туда. У проводника дверь заклинило, кое-как её открыл. Мы убедились, что пассажиры не пострадали. Это было самое главное. Дальше я действовал так, как должен был».

Быстро набрав телефон ситуационного центра АО «ФПК», руководителей, которые в первую очередь должны быть оповещены, начальник поезда пошёл осматривать остальные вагоны. Он рассказывает, что самое главное для него было не допустить паники, а для этого с людьми надо разговорить. Они должны понимать, что произошло.

«Я понимал, что действовать надо прямо сейчас, в каждом вагоне провёл своего рода быструю планёрку, убедился, что пострадавших нет, объяснил, что произошло, попросил сохранять спокойствие. Я собрался и не давал эмоциям ходу. Это очень важно, ведь если ты раскиснешь, то вокруг тебя люди так же себя поведут, и начнётся хаос. Люди должны были видеть, что ситуация под контролем, что она будет разрешена, что никто не брошен и обо всех мы позаботимся», – говорит Максим Махнёв.

Очень быстро стали поступать и информация, и помощь. Пассажиров вывели из аварийных вагонов. Местные власти помогли железнодорожникам развернуть пункт помощи, где людям предложили чай и бутерброды. Тогда же поступила информация, что в Куэнгу выехали восстановительный поезд и четыре вагона на замену. То есть поезд продолжит свой путь.

«Когда поступила информация, что из Читы пригонят новые вагоны, а это займёт какое-то время, я принял ещё одно решение – предложил пассажирам аварийных пострадавших вагонов пересесть на время в уцелевшие, там были свободные места. Так мы могли бы доехать до станции Чернышевск, где широкая платформа, можно посидеть на лавочках и отдохнуть, прийти в себя, пока ждём новые вагоны. Пассажиры отнеслись с пониманием, мы так и поступили», – рассказывает начальник поезда. Когда прибыли новые вагоны, люди расселись по своим местам, и поезд продолжил свой путь.

На протяжении всего пути пассажиров сопровождали психологи и врачи, которые оказывали им помощь. К счастью, медицинская помощь не понадобилась никому. На станцию назначения поезд прибыл с семичасовым опозданием. Он нагнал пару часов в пути следования.

«Обратно в Новосибирск мы с моей бригадой ехали пассажирами, – рассказывает Максим Махнёв. – Мои проводники – профессионалы высокого класса. В момент аварии я был уверен в каждом, в точности знал, что и они не растеряются, и был прав».

По словам начальника поезда, их действия в нештатной ситуации – результат закалки и подготовки. Сам Максим Махнёв прошёл срочную службу в армии, что, считает, приучило его к дисциплине, внутренней собранности, способности быстро и точно думать и принимать решения. А ещё на планёрках они с проводниками часто разбирают чрезвычайные ситуации, произошедшие с пассажирскими поездами на сети. Они обсуждают, как бы поступили в той или иной ситуации.

Уже возвращаясь домой, Максим Махнёв сообщил жене, что случилось. У них трое детей, и он не хотел, чтобы жена лишний раз волновалась. Ведь эта тема ей тоже близка. Со своей будущей женой Максим Махнёв познакомился, когда та пришла работать проводником. Они пять лет проездили вместе в рейсах, прежде чем пожениться и создать семью, которой он очень дорожит.

«На природу ездим, у нас лес рядом. Трое детей – это же так замечательно. Конечно, нет такого, что я приехал из рейса и лёг отсыпаться. С колёс перепрыгиваю в домашнюю систему. Она для меня не рутина, а интересная жизнь. В семье хоть и забот много, но и сил она придаёт», – говорит Максим Махнёв.

После возвращения из того рейса домой начальник поезда ещё слетал в Москву, к руководству АО «ФПК», где получил заслуженную награду. Но главной наградой после той аварии Максим Махнёв считает слова благодарности пассажиров.

«Этот случай изменил восприятие работы: я утвердился в мысли, что я на своём месте и правильном пути, делаю то, что могу и обязан делать. Когда пассажиры уходили, они были взволнованны и благодарны. А благодарность людей за то, что ты делаешь, особенно после подобных случаев, когда понимаешь, что справился, – это самая высшая степень признания, что ты нужен», – говорит Максим Махнёв. 
Автор: Яна Позолотчикова