Остановка не по расписанию
Александр Мартынов и Юрий Логинов, машинист и помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Котлас Северной дирекции тягиМашинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Котлас Северной дирекции тяги Александр Мартынов (на фото справа) и помощник машиниста Юрий Логинов 4 августа обнаружили в пути следования лопнувший рельс. Внимательность локомотивной бригады предотвратила возможные тяжёлые последствия.
Август – разгар сезона отпусков. Было воскресенье. Фирменный скорый поезд «Полярная стрела» сообщением Лабытнанги – Москва вёз из Заполярья северян, планировавших через столицу отправиться на юг, к морю. Полпути до Москвы было уже позади. Шёл ливень, но Александру Мартынову и Юрию Логинову непогода не мешала уверенно вести поезд, разгоняя его до 120 км/ч.
На перегоне Сулонда – Илеза дежурный по станции предупредил локомотивную бригаду: ближайший светофор показывает жёлтый сигнал, следующий – красный, причина неизвестна.
Ситуация нестандартная. Машинист с помощником выполнили требование Правил технической эксплуатации: снизили скорость до 20 км/ч. Когда локомотивный светофор показал сначала запрещающий, а затем разрешающий сигнал, применили служебное торможение, как того требует инструкция, остановили поезд. Логинов первым отправился под хлещущие струи дождя искать неисправность. Уже под вторым от головы состава вагоном заметил что-то неладное с рельсом. Видно было плохо, но похоже на разрыв. Машинист проверил – точно, по сварному шву лопнул рельс, разрыв миллиметров 12, не меньше.
Локомотивщики доложили об обнаруженном дефекте дежурному по станции, поездному диспетчеру. Прибывший на место мастер пути подтвердил: так и есть, разрыв.
Бригада со скоростью не более 5 км/ч под наблюдением провела поезд по опасному участку. К тому времени поезд отстал от графика ровно на час. Для Александра Мартынова, не раз получавшего поощрения руководства, делом чести было не только уберечь людей от беды, что уже было сделано, но и нагнать упущенное из-за вынужденной остановки время. На станции Коноша котласская бригада передала поезд сменщикам чётко по расписанию.
«Потерянный час наверстали, но главное – люди не пострадали, – говорит Александр Мартынов. – Нас готовят к таким нестандартным ситуациям, чтобы мы действовали быстро, чётко и без последствий. Учиться приходится постоянно. Вот и сработали, как учили».
Машинист признаётся, что, как и его помощник, чувствует ответственность за каждого из тысячи с лишним пассажиров, которых везёт в поезде. Поезда он водит уже 20 лет, с 1999 года, машинистом стал в 2004-м. Подобный случай на его памяти уже не первый. Например, выявил в поездке лопнувший из-за сильных морозов рельс. Но такие случаи Мартынов старается не держать в памяти, предпочитая думать и вспоминать в рейсе о приятном. Например, о жене и двух дочерях – старшей 15 лет, младшей – восемь, о том, что они ждут его дома.