Дежурный по переезду Волжская магистраль

Дежурный по переезду

Ольга Пялина, дежурная по переезду Горьковской дирекции инфраструктуры

Ольга Пялина предотвратила ЧП на скоростном ходу Москва – Нижний Новгород

Дежурная по переезду Ольга Пялина предотвратила немало происшествий. За это отмечена благодарностью Центральной дирекции инфраструктуры.

Грузовые поезда на скоростном ходу Москва – Нижний Новгород идут очень быстро: и путь отличный, и поток пассажирских, пригородных нельзя сдерживать.

Вагоны этого чётного поезда летели один за другим перед работником Дзержинской дистанции пути – дежурной по переезду Ольгой Пялиной. Как она заметила, что у одного из порожних хопперов открыт люк? Она всё равно не сможет объяснить это человеку другой профессии. А дальше всё было, с её точки зрения, совсем просто: тут же связалась с соседней станцией Ильино. Через 10 минут поезд остановили. Помощник машиниста уже знал, к какому по счёту вагону надо идти. Люки оказались открыты все: пока поезд шёл по перегону, по мосту через Клязьму, запоры снесло гулявшим по хопперу воздухом после того, как он на ходу ворвался в открытую полость вагона. Люки могли упасть на путь. А что это такое на линии, по которой ходят «Сапсаны», «Стрижи» и «Ласточки», объяснять не требуется.

Служба вагонного хозяйства прислала свою благодарность и премию на станцию Гороховец дежурной по переезду, которая оказалась профессионалом экстра-класса. А в августе Ольге Пялиной торжественно вручили благодарность, подписанную начальником Центральной дирекцией инфраструктуры.

На счету Ольги Пялиной немало случаев, когда её внимание буквально спасало ситуацию. Весной 2003 года в ночную смену дежурная вот так же стояла возле проходившего на скорости 80 км/ч грузового поезда и увидела лежавшую на сцепке между двумя вагонами дверь. Как выяснилось, эта дверь оторвалась на ходу от переднего вагона и была затянута на сцепку потоком воздуха. В девяностых Пялина выявила вагон с подкапывающим мазутом – так удалось предотвратить и потерю груза, и чреватое пожаром загрязнение балласта. А ещё были десятки эпизодов с автотранспортом, когда требовалось принимать экстренные меры, – у машины глох на путях двигатель или кто-то из водителей рассчитывал проехать при уже замигавших красных огнях.

– Отец сказал мне: «Иди работать на переезд. Не бойся, там не сложно. Пойдёт поезд, а ты будешь стоять с флажком и на него смотреть», – вспоминает Ольга Пялина. – А так я и не думала, что буду работать на железной дороге.

Произошёл этот разговор в 1993 году. Отец – Виталий Матвеичев, конечно, лукавил. Он прекрасно понимал, что ждёт Ольгу на переезде, ведь работал заместителем начальника Дзержинской дистанции пути, а одно время был там председателем профкома. Но дочь была в отчаянии – теряла любимую работу. По образованию Ольга – кондитер. Каждый день она ездила за 60 км в электричке в соседнюю область, в Дзержинск, делала там в ресторане торты. Торты из Дзержинска ценили даже искушённые нижегородцы. Но наступил кризис, ресторан стал разоряться и сокращать производство.

Ольга рассудила, что это выход из ситуации. Тем более что переезд – рядом с домом. А профессия путейца пользовалась уважением на станции Гороховец. Долгие годы дистанция пути находилась именно там, а потом её перевели в Дзержинск, а в старом здании остался базироваться участок предприятия. Но в Гороховце продолжал жить знаменитый мастер Борис Усов, который за новаторство в обслуживании «бархатного» пути получил Государственную премию СССР. И сама дистанция за стабильные качественные показатели работы стала одним из немногих таких предприятий, награждённых орденом. В дистанции работала монтёром мать Ольги. Дед долгое время был путейцем, трудился на производстве шпал.

Ольга Пялина быстро освоилась на новом месте. Почувствовала, что у неё прекрасные, старательные сменщики. Стала с удовольствием сажать рядом с переездом цветы, чтобы все видели: здесь порядок, здесь красиво. «Самое главное – ощутила, как много от меня стало зависеть. Перевозки – это жизнь страны. И в наших силах сделать так, чтобы они не представляли опасности для людей. Надо только быть внимательными».

Переезд на 343-м км пропускает через линию автотранспорт, который уходит с федеральной автотрассы «Волга» от Гороховца в Нижегородскую область, в крупный город Павлово. Иногда через пути буквально десятками идут выпускаемые там «пазики». По выходным – масса легковушек: люди разъезжаются на дачи из Москвы, Нижнего Новгорода, Дзержинска. Их бывает столько, что при интенсивном движении поездов стоять приходится по полчаса и больше. И надо спокойно, корректно реагировать на недовольство водителей, иной раз подсказать, когда лучше пересекать пути. Оказывается, есть у дежурных по переезду и самый любимый водитель. Это Никита Михалков. Он всегда здоровается – даёт приветственный сигнал, у путейцев есть его автографы. В окрестностях переезда снимались «Утомлённые солнцем» и «Солнечный удар», и сейчас знаменитый режиссёр часто бывает в этих местах на Оке. Ольга Пялина свидетельствует: Михалков – дисциплинированный водитель, и за это она его уважает особо.

– Я участвую в рейдах, которые проводит автоинспекция. Задача – объяснить водителям, как это ответственно – их действия на переезде. Беседуем, объясняю, что, с одной стороны, требуется бдительность, с другой – решительность. Выехали на пути – не останавливаемся, вперёд, даже если именно в этот момент зазвенел зуммер, на поднимающиеся чугунные плиты УЗП можно наехать, если вы движетесь с переезда. А уж мы сделаем всё, чтобы вы беспрепятственно выехали.

Десять лет назад на участке, где работает Пялина, пошли скоростные поезда. Первое время переезды закрывались за полчаса до их появления. Сейчас переезд получил не только УЗП, но и мощные противотаранные заграждения. Это несколько облегчило работу дежурных: шлагбаум недисциплинированные водители больше не объедут. Но следить за работой устройств, за транспортом требуется, конечно, не менее внимательно, чем раньше. После смены Ольгу Пялину часто можно застать на станции – и здесь дела: она руководит профсоюзной организацией участка.

А дома её любимое занятие – конечно, готовить. Самые вкусные фирменные торты, как в ресторане, – гвоздь семейных праздников. За столом оказываются вместе железнодорожники. Муж Ольги Пялиной Александр – машинист самоходной техники в СПМС-318. У сына тоже приличный стаж работы в путевом хозяйстве. Дочь –экономист Дирекции инфраструктуры, зять – осмотрщик вагонов. Нет, праздник в результате, конечно, не превращается во встречу по обмену передовым опытом, но поговорить им есть о чём.

Автор: Николай Морохин