Дальневосточная магистраль

Крещение разбушевавшейся тайгой

Александр Чепурной, заместитель начальника восстановительного поезда станции Комсомольск

Восстановители под руководством Александра Чепурного помогли запустить вышедшую из строя в результате разгула стихии автоблокировку

Восстановители - ДП.JPG

В ночь с 18 на 19 сентября в районе участка дороги Уктур – Кенада разразилась пурга с обильным снегопадом и ураганным ветром, который повалил деревья и обесточил линию электропередачи. Из строя на время была выведена автоблокировка. Работники восстановительного поезда станции Комсомольск-на-Амуре во главе с Александром Чепурным ликвидировали завалы и тем самым помогли электромеханикам в короткий срок восстановить работу линии электропередачи.

Восстановителей подняли по тревоге. Руководство группой взял на себя заместитель начальника восстановительного поезда станции Комсомольск Александр Чепурной. До станции Уктур предстояло доехать на автомобиле «Урал». На месте нужно было действовать по обстановке. Восстановителям к этому не привыкать. Задача – помочь электромонтёрам и электромеханикам Комсомольской дистанции электроснабжения наладить электроснабжение на участке Уктур – Аксака. Начальник восстановительного поезда Андрей Тютин объяснил всю важность предстоящей работы. Обесточивание автоблокировки грозит остановкой движения поездов на участке Советская Гавань – Комсомольск-на-Амуре. На устранение последствий стихии брошены силы Высокогорненской дистанции пути, восстановительного поезда станции Высокогорная, подразделения Комсомольской дистанции электроснабжения. Но этих сил недостаточно. Поэтому потребовалась помощь комсомольчан.

Дело предстояло иметь с поваленными деревьями. Работа для восстановителей не совсем обычная. Они хорошо знают, как поставить сошедший с пути подвижной состав, восстановить путь, устранить розлив нефте­продуктов. Знают, какие для этих работ нужны механизмы, оборудование, инструменты. Известны им и нормативы времени, за которое эти работы должны выполняться. А вот с деревьями иметь дело им пришлось впервые.

– Ну что же, станем на время вальщиками, – сказал Александр Чепурной. – Потребуются бензопилы.

Одну бензопилу нашли на своём складе, вторую им пообещали дать по прибытии на станцию. Отправились в путь. Через два часа случилась первая неожиданная остановка: автомобильную дорогу недалеко от станции Уктур завалило сломанными деревьями. Как быть? Александр Чепурной по связи запросил заместителя начальника Комсомольской дистанции электроснабжения Сергея Барышева, описал ему обстановку.

– С завалами на дороге разберётесь позднее. Сейчас важнее убрать деревья, которые упали на линию электропередачи недалеко от вас, – сказал Сергей Барышев. – Выходите прямо к железной дороге. Электромонтёры укажут места, где произошли порывы.

Восстановители, покинув «Урал», оказались в тайге, которая в тот день выглядела необычно: ещё зелёные деревья и траву покрывал снег. Необычный вид имела и линия электропередачи: мокрый снег облепил её провода.

ЛЭП, обеспечивающая электроэнергией средства железнодорожной автоматики и телемеханики, в Комсомольском регионе не везде проходит рядом с железной дорогой. Отдельные её участки расположены в таёжном массиве. И здесь упавшие деревья чаще всего обрывают провода. Спилить такое дерево – полдела. Надо сделать это так, чтобы оно не повредило линию. Срезают сначала ту часть дерева, которым оно зацепилось за провода. Это, как правило, верхушка. Её осторожно удаляют. Потом спиливают дерево у корня.

Эту тяжёлую физическую работу восстановители выполняли в течение 13 часов, переходя от одного участка линии электропередачи к другому, понемногу приближаясь к станции Аксака. На одном из участков на их пути встало непредвиденное препятствие – болото. Если его обходить, придётся на два километра отклониться в сторону. А желанная цель уже виднелась в двухстах метрах.

– Мы решили рискнуть и пройти через болото, – рассказывает тракторист Юрий Арапов. – Выстроились в цепочку и пошли. В итоге после перехода все оказались с мокрыми выше колен ногами. Но это не помешало нам продолжить работу.

И вот вроде бы желанный момент. Восстановители обошли все места, которые указали им работники дистанции электроснабжения, убрали поваленные деревья. Ровно в 8 часов вечера автоблокировка заработала. Оставалось вернуться на станцию, чтобы оттуда отправиться домой. Но здесь наших героев ждало новое известие: в трёх километрах от станции замечено наклонившееся дерево, которое угрожает линии электропередачи. Его надо спилить. И как ни устали восстановители, им пришлось пройти эти три километра и убрать дерево. И только после этого они смогли уехать в Комсомольск-на-Амуре.

– К работе мы приступили в 9 часов утра, а вернулись в Комсомольск лишь во втором часу ночи, – рассказывает Александр Чепурной. – На следующий день на участок поехала бригада восстановителей, которую возглавил мастер поезда Александр Петрунин. Она уже устранила завалы деревьев на автодороге, ведущей к станции Уктур. И тогда, можно сказать, уже окончательно были ликвидированы последствия стихии.
Автор: Георгий Куниловский