Всегда начеку Волжская магистраль

Всегда начеку

Ирина Киселёва, дежурный по переезду

Ирина Киселёва заметила искрение в проходящем поезде

За водителями – глаз да глаз

«Давай поднимай шлагбаум!» Эх, если бы было возможно подсчитать, сколько раз Ирина Киселёва слышала эти «заветные» слова от водителей, норовящих поскорее переправиться через железнодорожные пути. Но её это несильно расстраивает. Привыкла. Да и лирике здесь места мало. Бдительность, ответственность и внимание – самые главные помощники в её труде. Начеку необходимо быть каждую минуту.

– Да обо мне вроде уже писали! – скромно говорит Ирина. А ведь и правда! В июне этого года на страницах нашей газеты она рассказывала о своём участии в форуме по улучшению условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин, работающих в ОАО «РЖД». В Москву Ирина отправилась в составе делегации Горьковской магистрали и ещё удивлялась: как она, простая работница, попала на такое грандиозное мероприятие? А ведь та поездка для неё стала настоящим подарком. Женщине, у которой четверо детей и мать на попечении, непросто вырваться из дома.

– Для меня график работы очень удобный. Дневная смена, на следующие сутки – ночная, потом отсыпной и следом выходной. Есть возможность и дела дома поделать, и с детьми побыть, и за мамой присмотреть, – рассказывает моя собеседница, не отрывая внимательного взгляда от снующих туда-сюда легковушек, автобусов и грузовиков. За автотехникой, которая идёт через переезд, за водителями – нужен глаз да глаз. Внимание дежурной привлекают два автомобиля, один из которых везёт на буксире другой.

– Не застряли бы! Сейчас «Стриж» пойдёт.

Расписание движения поездов она знает наизусть. Но для пущей бдительности ставит будильник. На всякий случай. На ней большая ответственность за жизни тех, кто пересекает переезд. О том, что магистраль – это зона повышенной опасности, знает каждый железнодорожник: нередко они сталкиваются с обстоятельствами, где оперативные действия позволяют избежать больших неприятностей.

 

Привычка

Переезд 376 км станции Ильино находится на скоростном участке. Работа дежурного очень напряжённая. И рассчитывать приходится только на себя –
работа в одиночку, без напарников, и в случае чего посоветоваться не с кем. Решения необходимо принимать быстро и чётко: как водители себя поведут в следующий момент, никогда не знаешь. Многие норовят проскочить. А вдруг какая заминка на путях – сразу надо срывать заградительную, принимать меры по освобождению железнодорожных путей. Слава Богу, таких эпизодов бывает мало. Но за время своей работы Ирина Киселёва не раз сталкивалась с неординарными случаями.

– Вот совсем недавно был. Уже сигнализация зазвенела, красный загорел, шлагбаум начал опускаться. А водитель грузовика решил проскочить. Пришлось придержать кнопку, чтобы он успел проехать. А то мог сбить мне шлагбаум, – вспоминает Ирина Киселёва. – Я ему тогда кулаком погрозила. А он только глаза выпучил на меня. Думала, поедет обратно – остановлю. А вообще, информацию о таких нарушителях мы передаём в ГИБДД.

В кармане Ирины звонит телефон.

– Будильник, – поясняет железнодорожница. - Так, ещё пара секунд, и закроем переезд. Вот сейчас только автобус пропустим.

– Повезло им! – говорю.

– Поезд мигом промчится, и путь будет свободен. Конечно, перед самым «носом» не закрываем. Да и стоять-то недолго. Это раньше переезд закрывали за двадцать минут до поезда. 374-й к пропуску готов. Дежурный Киселёва, – сообщает данные по рации Ирина и тут же записывает время закрытия переезда в журнал. 

Поезд проходит. Сплошной линией в одно мгновение блеснул перед глазами и чуть слышным стуком колёсных пар где-то вдали попрощался. А Ирина Киселёва автоматически подсчитала количество вагонов. По стуку колёс. Так же считала её бабушка, которая на железной дороге работала приёмосдатчиком.

– И у меня появилась такая привычка – считать вагоны. Вот и в тот раз: приближается поезд, а у меня автоматически один, два, три... Смотрю – открытый люк в двадцатом вагоне с головы состава. Сразу же передала информацию на соседнюю станцию. А сама проверяю – не задета ли планка, всё ли в порядке с УКСПС, а то движение бы застопорилось. Поезд на следующей станции приняли на боковой путь, помощник машиниста прошёл по составу, люк закрыл. И поезд проследовал дальше, – вспоминает Ирина. – Такие неисправности, кстати, редко встречаются.

Но для бдительности на стене поста – плакат, на котором перечислены возможные повреждения. А ещё напоминание о том, что от оперативности действий дежурного по переезду зависят жизнь и здоровье людей, безопасность движения на магистрали. Кстати, ещё один случай, когда действия железнодорожницы позволили избежать больших неприятностей, произошёл весной этого года.

– 13 апреля, обычная ночная смена. Один за одним проходят поезда. Они ночью быстро идут. И если некоторые неисправности в темноте сложно разглядеть, то уж тут пропустить было никак нельзя. Смотрю: мимо меня вспышкой промчался сноп искр из-под колёс... В голове только и промелькнуло – что-то неладно. Видимо, зажата тормозная колодка, – говорит Ирина Киселёва. Об искрении дежурная по переезду сразу сообщила машинисту. Неисправность потом подтвердилась.

После этого случая бдительность Ирины Киселёвой была отмечена руководством дистанции. А накануне 8 Марта из рук первого заместителя начальника ГЖД Александра Процкого и председателя Дорпрофжел на ГЖД Дмитрия Мололкина она получила награду за добросовестный труд и значительный вклад в совершенствование работы железнодорожного транспорта.


Чётко по инструкции

Громкий звук сигнализации заставляет меня вздрогнуть. А вот спокойствию Ирины можно только позавидовать. Говорят, привычка – вторая натура. Так и есть. Человек со всем свыкается. Даже с постоянным грохотом, который стоит на переезде – и от проезжающих машин, и от поездов. Привыкает и к ночным сменам, которые раньше пугали. Да и к неординарным случаям на своём переезде дежурная подходит с холодным расчётом. Например, бывало, что опоздавшие на поезд шли на огонёк и просились погреться. Но без удостоверения на пост никого нельзя пускать, кроме своего начальства и бригадира. Конечно, жалко людей, поясняет Ирина, но по-другому не положено. Доказывать свой профессионализм ей приходится каждый день. Это только со стороны кажется, что в работе дежурного по переезду нет ничего сложного: ну стоит она с флажком, и что?

– Мы должны содержать переезд в чистоте. Каждая смена начинается с осмотра: нет ли на путях чего-то лишнего, где-то нужно болт закрепить, проверить стыки, а зимой ещё и снег с дороги убрать. И если не дочистишь, то появится ледяная корка. Всё это необходимо делать при закрытых шлагбаумах. Но поток машин очень большой: только закроешь, через пару минут сигналить начинают – торопятся. У нас-то ещё ничего, а есть переезды, где водители хулиганить начинают – сами пытаются поднять шлагбаум. Да, в таких случаях главное – чётко следовать инструкции и быть готовым к любой неожиданности.


Стабильное будущее

А ведь когда-то, ещё девчонкой, Ирина мечтала быть швеёй. В школе сама себе шила наряды. А ровесницы бросали на неё завистливые взгляды. Кто же из девушек не мечтает об идеальном платье, которое не только скроет недостатки, но и подчеркнёт достоинства? В те времена редкий магазин был способен воплотить мечту в жизнь. А тут – сама себе кутюрье! Да вот только сбыться мечте было не суждено. Но Ирина признаётся, что сейчас не сильно об этом жалеет. Железная дорога даёт ей уверенность в стабильном будущем.

Кстати, на железной дороге работает и её муж. Уже 25 лет. Он-то и позвал жену на магистраль. Одно из градообразующих предприятий, где Ирина до этого работала, закрылось. А следом за ним и остальные прекратили свою деятельность.

– Это было в 2007 году. Я тогда из третьего декрета выходила. Мужу в отделе кадров сказали, что идёт набор на сигналистов, я и пошла. А когда появилась возможность – выучилась на дежурную по переезду и перешла сюда, – говорит Ирина Киселёва.

Сейчас железнодорожница получает второе высшее образование. Сожалеет, что раньше этого не сделала. Но, как говорится, учиться никогда не поздно.

– Тем более недавно пенсионный возраст увеличился. Так что время ещё есть. Нельзя жить только сегодняшним днём. Надо подумать о завтрашнем, –
улыбается дежурная по переезду, берёт в руки жёлтый флажок и поднимает его выше. А из проходящего поезда – приветственный взмах машиниста. Работа продолжается.
Автор: Вера Гараева