У последней черты Звезда

У последней черты

Андрей Федоренко, машинист эксплуатационного локомотивного депо Краснодар

Машинист Андрей Федоренко при следовании к маршрутному светофору на станции Крымская предотвратил проезд запрещающего сигнала

– При прибытии поезда №3221 под моим управлением на 5-й путь станции Крымская (758-й км пк 7), проследовав сигнал НМ2В «жёлтый мигающий», я обнаружил, что маршрутный светофор НКМ «желтый» перекрыт на «красный», после чего применил экстренное торможение. Остановился за 50 метров до сигнала, тем самым предотвратив проезд сигнала с запрещающим показанием, – вспоминает машинист грузового движения 3-го класса Андрей Федоренко.

После остановки поезда машинист, согласно инструкции, запросил у дежурного по станции информацию о причине перекрытия сигнала. Тот в свою очередь сообщил, что причиной перекрытия светофора НКМ на запрещающее показание стала ложная занятость 5-го пути. Только после повторного открытия маршрутного светофора и получения команды от дежурного по станции поезд смог проследовать далее.

– Проследование запрещающего сигнала – это самое серьёзное нарушение для локомотивной бригады, которое нужно предотвратить любой ценой. Мы обязаны выполнять команды дежурного по станции, неукоснительно соблюдать регламент переговоров, но при этом нужно и самому оценивать ситуацию, наблюдать за свободностью пути, положением стрелочных переводов и открытием сигналов. Запрещающий сигнал – это та последняя черта, которую нельзя переступать, – говорит Андрей Федоренко.

И эта убеждённость сыграла в нужный момент решающую роль. Действительно, локомотивная бригада нередко бывает конечной инстанцией, которая может предотвратить нарушение безопасности движения поездов. Именно поэтому ей оказывается особое доверие.

Труд машиниста непрост. Это постоянные психологические нагрузки и долгое напряжение внимания. Никакие условия не могут быть смягчающими обстоятельствами при совершении неправильных действий, а любая ошибка может привести к непоправимым последствиям.

И каждый, кто сел за пульт управления локомотивом, обязан помнить об этом всегда.

По словам заместителя начальника эксплуатационного локомотивного депо Краснодар Сергея Борисова, проезжать запрещающий сигнал можно только в экстренных, исключительных случаях – по специальному приказу или устному разрешению.

– Проследование запрещающего сигнала может повлечь за собой сход поезда, столкновение с другим подвижным составом, крушение поезда с розливом груза, пожар. Кроме возможных человеческих жертв, это случаи, которые влекут за собой материальные потери, а именно повреждение объектов железнодорожной инфраструктуры: опор, стрелочных переводов, подвижного состава, как локомотивов, так и самих вагонов. У машиниста в таких случаях, как правило, всего от 3 до 7 секунд времени на размышление. Чем быстрее он применит экстренное торможение, тем быстрее ситуация перестанет быть опасной, – считает заместитель начальника депо. 

Грамотные действия машиниста предотвратили возможные тяжёлые последствия. Конечно, отмечает Сергей Борисов, при экстренных ситуациях срабатывают приборы безопасности. Так, аппаратура, отвечающая за контроль скорости в локомотиве, при появлении запрещающего сигнала не позволит сохранять ту же скорость, что и во время обычного движения. Системы САУТ и КЛУБ, которыми оборудован локомотив, сразу срабатывают на экстренное торможение. К примеру, на «красный» больше 20 км/час двигаться не получится. Но все же многое зависит от машиниста.

– Приборы безопасности – это как дополнительная гарантия, если машинист своевременно не примет какие-то решения. Но вопрос в том, что до этого момента может случиться?  – говорит заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Краснодар.

Поэтому машинист, видя, что происходит перекрытие сигнала или другие проблемы, должен своевременно применить экстренное торможение. В таких непростых ситуациях и проявляется профессионализм.

Одной из главных составляющих безопасности движения поездов является ответственность. По мнению машиниста-инструктора Виктора Лукьянцева, машинист Федоренко не допустил опасного инцидента и показал себя бдительным и дисциплинированным работником. Это говорит о высоком уровне подготовки машиниста. К слову сказать, как показывают действия подопечных Виктора Лукьянцева, свой опыт и знания он передаёт машинистам качественно. В его колонне 35 машинистов и столько же помощников.

На должности машиниста Андрей Федоренко трудится уже второй год. Несмотря на небольшой опыт, только в течение этого года он предотвратил две серьёзные чрезвычайные ситуации.

Второй случай тоже мог иметь последствия, если бы не бдительность и профессионализм машиниста.

– После открытия разрешающего сигнала и выполнения минуты готовности мы отправились с бокового пути станции Крымская. При проследовании стрелок парка я обратил внимание, что впереди переезд и прямо на него двигается тягач. Заметив неоднократные пробуксовки тягача, я применил экстренное торможение, остановившись за 100 м, что позволило предотвратить наезд грузового поезда на грузовик с цистерной, – рассказывает Андрей.

– Это очень хороший машинист, – хвалит работника машинист-инструктор. – Федоренко ездит по направлениям Краснодар – 9-й км, Краснодар – Новороссийск, Краснодар – Тимашевск, Краснодар – Горячий ключ. Работает в грузовом движении. Благодаря таким его личностным качествам, как повышенная внимательность и острое чувство ответственности, ему можно доверить любое дело.

Машинист признаётся, его всегда привлекали локомотивы и поезда. Когда пришло время выбирать профессию, его отец Николай Федоренко, который тоже многие годы своей жизни трудится в отрасли, поддержал выбор сына – обучаться железнодорожной специальности. Андрей окончил профессиональное училище №1 в Краснодаре и получил квалификацию помощника машиниста, и до того, как сдал экзамены на машиниста, 6 лет проработал на электровозах в грузовом движении помощником. 
Автор: Юлия Сухарева