Союз опыта и молодости Северная магистраль

Союз опыта и молодости

Эдуард Лялин и Никита Захаров, машинист и помощник машиниста

Ночью 6 октября локомотивная бригада из эксплуатационного локомотивного депо Череповец обнаружила излом рельса

Машинист Эдуард Лялин и помощник машиниста Никита Захаров (на снимке) вели грузовой состав весом 5 143 т из Вологды в Череповец. В поезде было 56 гружёных вагонов. Когда в половине третьего он шёл по перегону Кущуба – Кипелово участка Вологда-1 – Череповец, локомотивный светофор в кабине электровоза принял запрещающее показание.

Эдуард Лялин знал, что впередилежащий блок-участок свободен и, чётко следуя инструкции, выполнил регламент «Красная точка» – остановил состав сразу после появления на локомотивном светофоре разрешающего показания, а Никита Захаров, захватив фонарь, отправился искать причину разрыва рельсовой цепи.

Искать долго не пришлось: машинист столь оперативно отреагировал на появление разрешающего сигнала, что излом рельсовой нити, трещина с раскрытием в два миллиметра обнаружилась под второй задней секцией электровоза, о чём и было сообщено поездному диспетчеру.

Вскоре прибыла ремонтная путейская бригада. Уже к трём часам мастера установили временную перемычку – струбцину, и было дано разрешение на движение с ограничением скорости – не более 50 км/ч.

Утром было предоставлено 45-минутное окно, путейцы уложили восьмиметровый рельс, тем самым устранив неисправность, и движение на перегоне было разрешено с установленной скоростью.

В возникновении столь опасного дефекта пресловутый человеческий фактор оказался ни при чём. Хотя путь на участке сравнительно новый, рельсы уложены четыре года назад, но он очень грузонапряжённый, на момент обнаружения излома здесь было пропущено значительное количество поездов общим весом 753 млн т, а на некоторых перегонах этого участка пропущенный тоннаж и вовсе превышает 1 млрд т. Металл устаёт, не выдерживая такой нагрузки, и образуются коррозионно-усталостные поперечные трещины в подошве рельса, которые не выявляются ни при сплошном, ни при локальном контроле съёмными и мобильными средствами рельсовой дефектоскопии.

Последний раз состояние рельсошпальной решётки проверяли здесь за неделю до происшествия, состояние было оценено как хорошее. Так что вины за появление излома ничьей нет, а вот заслуга в обнаружении совершенно очевидна – благодаря чёткому соблюдению инструкций, бдительности и слаженной работе локомотивной бригады.

Никита Захаров делает первые шаги на трудовом пути. Всего восемь месяцев назад он окончил Череповецкий химико-технологический колледж и получил специальность помощника машиниста. Конечно, ещё не всегда и во всём чувствует себя полностью уверенным, но набирается опыта, берёт пример с заслуженных коллег. Подобное происшествие первое в его практике, но он не считает его чем-то выдающимся – следовал регламенту и инструкциям, сделал, как учили.

Никите Захарову есть с кого брать пример: его напарник, машинист электровоза третьего класса Эдуард Лялин, – ветеран эксплуатационного локомотивного депо Череповец, пришёл на предприятие 27 лет назад.

– Водить локомотив не устаю никогда, – говорит машинист. – Работа для меня с первого дня была в радость, остаётся ей и сейчас. Можно сказать, что в депо проходит основная часть моей жизни. Родные и близкие давно привыкли к такому ритму и графику, разногласий в семье нет.

В многолетней трудовой биографии Эдуарда Лялина было немало экстремальных ситуаций, когда требовались мгновенная реакция и полное сосредоточение сил. Не раз он демонстрировал высокий уровень профессионализма, но признаётся, что с изломом рельса столкнулся впервые. И в этот раз профессиональные навыки не подвели.

Общая задержка 67 грузовых поездов на участке составила более 60 часов, но этот реальный ущерб несопоставим с потенциальным, не будь замечен излом. За профессионализм и бдительность локомотивная бригада будет достойно поощрена.

Автор: Владимир Савичев