Человек-процесс Транссиб

Человек-процесс

Виктор Литвишко, мастер участка производства моторвагонного депо Новокузнецк

Новокузнецкий железнодорожник стал наставником для более чем двадцати молодых специалистов

Мастеру участка производства моторвагонного депо Новокузнецк (ТЧ-33) Виктору Литвишко в канун Дня железнодорожника вручили знак «Почётный железнодорожник». Залог успеха не в достижении новых вершин, не в благодарности руководства, а в стабильной безотказной работе, считает он.

Виктор Николаевич трудится на магистрали около 25 лет, и для него безаварийная работа всегда была на первом месте. Если поезда, которые прошли осмотр в депо, доходят до пункта назначения, значит, задача выполнена. За каждым таким поездом стоят опыт и знания железнодорожников.

– У меня был очень хороший наставник, старший мастер Владимир Перков. Позже он стал заместителем начальника по ремонту и главным инженером депо, – рассказывает труженик ТЧ-33. – Хоть он не славился лёгким характером, общение и работа с ним – одно удовольствие. В плане производственного обучения ему цены нет. В то время у нас в депо ещё был цех ТР-2 (текущий ремонт второго объёма), и я смог перенять от Владимира Ивановича принцип организации производственного процесса. Сейчас многое по-другому: можно сказать, человек – это и есть процесс.

Виктор Литвишко не только был свидетелем глобальных перемен, которые коснулись депо Новокузнецк, но также внёс свой положительный вклад. В 2011 году его назначили старшим мастером участка. И именно в это время руководство дороги принимает решение: ремонт электропоездов нужно проводить централизованно. Цех ТР-2 разобрали и часть оборудования отправили на Алтай. Другая часть осталась в распоряжении депо. Тогда с подачи старшего мастера организовали «поточную линию», где можно было поменять колёсные пары, двигатели и т.д. Новый цех позволял экономить время и стал хорошим подспорьем для железнодорожников на тот период. А вот «слесарка», которая также появилась в депо при участии Виктора Николаевича, просуществовала почти 7 лет. После демонтажа цеха ТР-2 слесарные станки стали необходимостью для продуктивной работы. Сейчас производственное помещение переоборудовали в инструментальный цех.

– В 2012 году в Сибирском госуниверситете путей сообщения я прошёл курсы на тему «Бережливое производство и управление». В результате родился проект, который позволил сократить время на выполнение конкретных операций. Идея проста: нужные запчасти разместить там, где протекает производственный процесс. Мы сделали накопители для колодок и полозов токоприёмников, – пояснил мастер участка. – Например, раньше тормозные колодки лежали в конце цеха, длина которого около 200 метров. Чтобы их принести, человек должен был пройти в общей сложности полкилометра. И это притом, что каждая колодка весит 16 кг. Сейчас мы в конце смены раскладываем их по накопителям, и много ходить во время смены больше не нужно.

Виктор Литвишко с удовольствием осваивает новые области знаний, готов делиться опытом с другими людьми. Наставничество, отмечает он, позволяет подкреплять знания всем участникам процесса. Даже несмотря на большой опыт, случается, что в знакомой книге железнодорожник открывает для себя что-то новое.

В то же время наставничество становится эффективным и обоюдным только тогда, когда ученик хочет слушать. Работник ТЧ-33 с сожалением отмечает: далеко не все коллеги заинтересованы в профессиональном развитии. Придёт новый работник, наловчится на определённые операции, а после книги по железнодорожной тематике в руки не возьмёт. «Дом, работа – всё некогда», – оправдываются они. Другое дело быть наставником у ребят, которые только недавно покинули студенческую скамью. Пусть практических навыков у них мало, но обучаться они хотят. Не жалеют времени на специальную литературу и внимательно слушают своего старшего коллегу.

– Самая большая сложность в нашей работе – зима, минусовые температуры, – говорит Виктор Николаевич. – Это сложно и для человека, и для техники. И тут, в первую очередь, нужно следить, чтобы работник был хорошо одет. Доходит до смешного: приходится настаивать, чтобы человек надел тёплую спецодежду. А если он собрался в цех в кирзовых сапогах в минус 20 градусов, что я с ним буду делать? Это несерьёзно, так работать нельзя. Холода влияют и на технику. Страшен даже не минус, а перепад температур. Зато мозги в холода работают в два раза быстрее – это я вам точно говорю.

Виктор Литвишко гордится своими учениками. Одни сейчас работают с ним бок о бок, другие делают карьеру. Благодаря рекомендациям своего наставника ребята смогли раскрыться и проявить себя.

Автор: Дарья Доротова