Ремонт в женских руках Забайкальская магистраль

Ремонт в женских руках

Нина Любенкова, электромеханик Шимановской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Забайкальской дирекции инфраструктуры

Нина Любенкова награждена знаком «За верность профессии»

Электромеханик Шимановской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Забайкальской дирекции инфраструктуры Нина Любенкова награждена знаком «За верность профессии». На протяжении 40 лет Нина Петровна каждый день вносит свою лепту в обеспечение безопасности на Забайкальской магистрали.

В цехе КТСМ (КТСМ – комплекс технических средств мониторинга) дистанции Нина Любенкова самая старшая и единственная женщина. Но ей в таком окружении вполне комфортно.

«Мужчины всегда относились ко мне с уважением, и я к ним тоже. Коллектив у нас дружный, помогаем друг другу», – говорит она.

Её бригада занимается ремонтом аппаратуры, и женщины успешно работают в этой сфере. Но в начале трудового пути, с улыбкой вспоминает Нина Петровна, ей доставалась работа, совсем не предназначенная для слабого пола. Когда устанавливали

ПОНАБы (приборы обнаружения аварийно нагретых букс, сегодня это оборудование не применяется), нужно было прокладывать кабели. «Пришлось копать траншею. Я была маленькая, худенькая, лопата – больше меня. Её и поднять-то тяжело, не то что копать. Что делать? Со слезами, но копала», – рассказывает Нина Любенкова.

Такое было, правда, лишь однажды, но запомнилось на всю жизнь. Сравнивания те годы с сегодняшними реалиями, железнодорожница отмечает, что в компании уделяется большое внимание условиям труда женщин, их труд стараются облегчить. «Например, не выезжаю ночью на линию, как мужчины», – приводит она пример.

Работы у бригады всегда много. Особенности технических средств, их слабые и сильные стороны Нина Петровна знает от «а» до «я»: её умелые руки вернули в строй немало устройств разных поколений.

Технический уклон у Нины проявился ещё в школе: ей была интересна физика. Любила выполнять лабораторные работы, ходила в кружок, собирала разные схемы. А во взрослой жизни хотела работать на магистрали, как и её близкие. Папа был кондуктором, сопровождал поезда ещё с паровозом, один дядя – машинистом, другой трудился начальником отдела в управлении Дальневос­точной дороги. Сестра Нины, как и она сама, сначала работала в Шимановской дистанции СЦБ, затем в отделении дороги и в Дирекции управления движением на ДВЖД.

Отучившись в Хабаровском железнодорожном техникуме на отделении радиосвязи, в 1980 году Нина по направлению попала в Шимановскую дистанцию сигнализации, централизации и блокировки. Здесь, в цехе ПОНАБов, и началась её 40-летняя карьера. Сначала она четыре года работала электромонтёром, потом механиком КИПа (контрольно-испытательного пункта).

«ПОНАБы ломались и днём и ночью, нам приносили очень много аппаратуры. Я это всё ремонтировала. Выезжала и на линию», – вспоминает Нина Любенкова.

На смену ПОНАБам пришла совершенно новая аппаратура ДИСК, на микросхемах. Затем поступили цифровые КТСМ-01, КТСМ-02. Чем современнее была аппаратура, тем устойчивее она работала, но тоже давала сбои, а ремонтировать было сложнее.

«Например, блок у КТСМ-01 во время грозы полностью выгорал. Но справлялись и с этим», – рассказывает железно­дорожница.

Сил Нины Любенковой помимо основной работы хватало и на общественные дела. «Я всегда была активисткой. В школе участвовала во всех мероприятиях, в техникуме была комсоргом группы», – улыбается она.

В дистанции в прошлые годы Нина не раз вела новогодние вечера в роли Снегурочки. В 1980-е входила в женсовет города Шимановска, много лет состояла в профсоюзном комитете Шимановской дистанции, а затем его возглавила.

«Нашу первичку не раз ставили в пример. Нас постоянно поощряли, отмечали, награждали», – говорит Любенкова.

За активный добросовестный труд и личный вклад в повышение эффективности работы по социально-экономической и правовой защите Нина Любенкова в 2015 году получила грамоту лауреата премии дорпрофжела. Немало у неё и благодарностей от Центральной и Забайкальской дирекций инфраструктуры.

«Она грамотный специалист. Качественно выполняет работы по ремонту и регулировке аппаратуры КТСМ и обслуживает эти устройства. В коллективе Нину Петровну очень уважают. Замечательно, что она передаёт свой опыт молодым», – отмечает главный инженер дистанции Алексей Положей.

В декабре Нина Любенкова уходит на заслуженный отдых, но связи с дистанцией терять не собирается – она всегда готова помочь коллегам добрым советом.

Автор: Сергей Донцов