Волжская магистраль

Высшая степень чести и совести

Александр Пудов и Виктор Мальчиков, машинист и помощник машиниста пункта подмены Арзамас эксплуатационного локомотивного депо Муром

Локомотивная бригада из подменного пункта Арзамас спасла ребёнка

Александр Пудов и Виктор Мальчиков.JPG

4 июня, следуя по участку Красный Узел – Арзамас-1, машинист пункта подмены Арзамас эксплуатационного локомотивного депо Муром Александр Пудов и его помощник Виктор Мальчиков на путях станции Арзинка увидели ребёнка лет пяти-шести. Машинист применил служебное торможение, после чего его помощник подошёл к малышу. Узнав о его состоянии, Виктор Мальчиков отвёл ребёнка домой.

Герои

Маленький комочек издали был похож на забытую кем-то тележку. Из кабины тепловоза Александр и Виктор не сразу поняли, что на железнодорожных путях сидит ребёнок. И только подъехав ближе (к счастью, скорость локомотива была около 15 км), увидели мальчугана, который сидел в зоне негабарита первого пути и спокойно перекидывал через рельсы камешки.

Даже сейчас, при вспоминании о том дне и тех минутах, в глазах мужчин проглядывает тот же испуг, который они почувствовали тогда. Маленький и беззащитный, с любопытным и открытым всему миру взглядом ребёнок и не ждал от статных, величавых локомотивов никакой угрозы. А они как будто и не замечали его, занимаясь важными делами, ожидая своих машинистов.

– Нам предстояла неграфиковая стоянка по станции Арзинка: скрещение с грузовым поездом № 3361. Мы следовали по первому пути под запрещающее показание выходного светофора Ч1, – вспоминает Александр Пудов.

Пассажирский поезд прибыл на станцию Арзинка в 11.43, а на 11.45 назначено отправление грузового. Времени на обдумывание не было. 

В таких случаях действия локомотивной бригады прописаны в инструкции. Но в этот раз «работать» пришлось вопреки…  Подавать звуковые сигналы локомотивная бригада не стала: малыш, испугавшись, мог побежать под вагоны грузового поезда – тому после прохода пассажирского был уже открыт выходной сигнал.

– Мы остановились метров за 40–50 до ребёнка, – подхватывает рассказ Виктор Мальчиков. – Я вылез из кабины и пошёл к мальчугану навстречу. Он и не испугался меня. Я только спросил у него, что он тут делает и где живёт.

Взяв мальчика за руку, железнодорожник повёл его домой (это в 200 метрах от путей), к бабушке и дедушке, которые пропажу внука просто не заметили. Виктор Константинович успел только передать парнишку родственникам, сказав, чтобы повнимательнее приглядывали за ребёнком – гудок с тепловоза уже звал его обратно.

Когда помощник вернулся в кабину, машинист спросил:

– Ну как?

– Всё в порядке, можем ехать, – ответил Виктор Мальчиков. Это потом они дадут волю эмоциям и в красках их опишут друг другу, на своём мужском. А пока нужно довезти состав до конечной станции. Ведь на них лежит ответственность за сотни жизней пассажиров.

– Мальчик сидел в левой нитке первого пути, и если бы поезд пошёл с ходу, то обязательно бы зацепил его, – вступает в разговор Александр Антонов, исполняющий обязанности начальника подменного пункта локомотивных бригад станции Арзамас.

– Ребёнка на щебёнке и не видно толком. Серенькая кепочка, футболка. У нас там участковая скорость 80 км в час. Колёсами, буксами могло бы задеть, – подтверждает машинист.

О том, что произошло, локомотивная бригада сообщила сразу по возвращении из рейса. Сами себя они героями не считают. А в депо такими работниками гордятся.

– Они профессионально поступили. Молодцы. Думаю, что в таких ситуациях действовать нужно именно так, – говорит Александр Антонов. – А обеспечение безопасности – одна из важнейших задач каждого железнодорожника. Ведь несчастья в семьях пострадавших объясняются не только нарушением или пренебрежением пострадавших к правилам техники безопасности при нахождении на железнодорожных путях, но и равнодушием, невнимательностью рядом находящихся людей, которые могли подсказать, остановить, потребовать выполнения правил нахождения на железнодорожных путях, но не сделали этого.

Сработались

Железная дорога не была мечтой их детства. Хотя оба выросли там, где магистраль была градообразующим предприятием. Оба после школы закончили техническое училище, потом была армия. Виктор Мальчиков на железную дорогу пришёл в 1985 году, Александр Пудов – в 2007-м. Но, несмотря на разницу в возрасте, сработаться удалось быстро. Психологическая совместимость здесь играет немаловажную роль. А для её достижения нужно, чтобы люди по одним важным качествам были сходны между собой, а по другим – дополняли друг друга. Именно так и получилось в локомотивной бригаде Пудова и Мальчикова. Сошлись они в общих увлечениях и отличном чувстве юмора. К слову, оба железнодорожника считают, что без этого качества «далеко не уедешь». Ведь им приходится много времени проводить вместе. Наверное, во многом благодаря этому нестандартные ситуации в поездке удаётся предотвратить. В том числе и трагедии, хотя инцидентов на грани было немало. О некоторых случаях они сейчас рассказывают уже с лёгкой улыбкой. К примеру, однажды, двигаясь под красный свет с небольшой скоростью по станции Арзамас, локомотивная бригада увидела мужчину лет тридцати в домашнем халате и тапочках. Он приближался к железнодорожным путям. А через несколько секунд машинист уже давал звуковой сигнал – мужчина лёг на рельсы и махал рукой железнодорожникам, чтобы те «прибавили газу». Экстренное торможение, серьёзный разговор с нарушителем и опять в путь.

– Это мы сейчас с улыбкой вспоминаем тот случай, но тогда было не до смеху. Как и в последнем, с мальчишкой. Нас тогда протрясло неплохо, – говорит Виктор Мальчиков. – Мы ведь думали, что… Он сидел поджав под себя ноги. А вот когда он встал – от сердца отлегло. Значит, всё в порядке, успели.

Мы вновь и вновь возвращаемся к тому случаю. Слишком уж велико потрясение. И всё ещё свежи воспоминания. Да и как иначе? Ведь и подумать страшно, что могло бы произойти за те пару минут.

К счастью, всё это исключения из правил, говорят мои собеседники. Безопасности на железной дороге уделяется очень большое внимание. Все инциденты, даже минутная остановка вне расписания, внимательно проверяются, правильность и оперативность действий локомотивной бригады уточняются буквально по секундам. Да и случайных людей в локомотивных бригадах нет. Большая ответственность не даёт права на ошибку. Не все это выдерживают.

– Виктор Константинович давно работает на железной дороге. Очень опытный помощник машиниста. Надёжный. И характер у него хороший, и нрав весёлый. В нём я уверен на все сто. Мы одна команда, делаем общее дело. В сентябре будет три года, как работаем вместе, – говорит Александр.

– В августе, – с улыбкой поправляет Виктор Константинович. Но это только «в жизни». В кабине тепловоза каждый из них знает свои обязанности как Отче наш – подсказки здесь излишни.

За три года мужчины научились понимать друг друга с полуслова. Спокойные и неконфликтные, они не только в сложной ситуации поддержат друг друга, но и в разговоре подкинут «затерявшееся» слово. По-другому нельзя. Работа бригад не просто ответственная, но и командная.

Рассказывая о них, в пункте подмены локомотивных бригад отмечают, что Пудов и Мальчиков составили очень слаженный тандем. Да и видно это невооружённым взглядом. Даже после нескольких минут знакомства с ними. И так не только на работе, признаются сами железнодорожники. В жизни они не прекращают общение, а ходят друг к другу в гости, семьями отмечают праздники, а ещё с удовольствием ездят вместе на рыбалку. Хотя делать это удаётся на так часто, как хотелось бы – такой уж график.

– А есть ли у вас какие-нибудь приметы или ритуалы перед поездкой? – интересуюсь.

– Конечно! Пройти медкомиссию, – с улыбкой отвечает Виктор Константинович.

Растёт династия

Как это часто бывает – за одним железнодорожником подрастает и другой. Получается династия. Вот так и в семьях обоих железнодорожников. У Виктора Мальчикова на железной дороге работают брат и сын. Оба трудятся машинистами. А вот у Александра детей пока нет. Но зато два племянника уже решили, кем станут в будущем. Дяде Саше, после того, как он их однажды привёл на свою работу, пообещали, что обязательно станут машинистами. Теперь они часто приходят с родителями на вокзал посмотреть на поезда. А любимой игрушкой стала железная дорога, которую им подарил папа.

Вместо эпилога

Все мы с детства слышим много значимых для нас слов: доблесть, поступок, честь, смелость, правое дело… Но есть одно, которое сочетает в себе всё вышеперечисленное, которое раскрывает, подчёркивает глубину и единство всего того, о чём говорят вслух, пишут в книгах. Подвиг. И это не подневольное, а в высшей степени добровольное действие, являющееся следствием доброты, чести и совести человека. Наши герои не считают себя таковыми. Но… Тот, кто спас жизнь человека, – спас весь мир.
Автор: Вера Гараева