Охотник за дефектами Восточно-Сибирский путь

Охотник за дефектами

Артём Минаев, оператор дефектоскопной тележки Тайшетской дистанции пути

Артёму Минаеву присвоено звание «Лучший общественный инспектор по безопасности движения поездов на ВСЖД»

Артём Николаевич с гордостью говорит о том, что он потомственный железнодорожник. Причём уже в третьем поколении. Правда, и дед, и отец – монтёры пути, а вот Артём избрал себе другую стезю – стал дефектоскопистом. И выбор этот сделал осознанно:

– Жили мы всегда возле дороги. Из окна  железнодорожные пути хорошо были видны. Самые ранние мои воспоминания связаны с тем, как я, ростом с два вершка, сидя у подоконника, с увлечением наблюдаю за работой диковинных людей, которые катят какую-то удивительную тележку. Почему-то меня всегда интересовала именно эта специальность. И когда муж моей старшей сестры Иван Смольников – кстати, тоже дефектоскопист по специальности – позвал меня к себе на работу после окончания средней школы, я согласился не раздумывая.

В избранной профессии Минаев трудится уже 14 лет и ни разу не пожалел о принятом когда-то решении, определившем всю его дальнейшую жизнь. Для кого-то, быть может, ничего особенного в этом нет: ну подумаешь, специальность как специальность. А у него, как говорится, просто душа к ней лежит. Недаром самого высокого, восьмого разряда он достиг всего за два года работы. Необходимые знания буквально хватал на лету.

– Я с детства люблю охоту и рыбалку. К слову сказать, даже со своей супругой на рыбалке познакомился. Шёл как-то вдоль реки, смотрю – девчонки деревенские купаются. Одна из них настолько приглянулась, что впоследствии стала моей женой.

По словам Артёма Николаевича, выполняемая им работа по своему характеру близка к его любимому увлечению. Во время рабочей смены в любую погоду он совершает точно такие же пешие переходы, как на охоте, и даже испытывает при этом похожий охотничий азарт. Только там, в лесу, ищет следы зверя, а тут, на магистрали, – скрытые дефекты пути. Впрочем, и настоящие звери на работе тоже, бывает, попадаются. Встречал неоднократно возле дороги  Минаев и лисиц, и зайцев, и глухарей, а от любопытного косолапого даже как-то спасался бегством. Благо рядом оказался пункт обогрева – на его крыше и удалось спастись ему с помощником.

Скоро исполнится  семь лет с того дня, как Минаев стал общественным инспектором по безопасности движения.

– Когда в коллективе стали обсуждать, кому быть инспектором, мы даже другой кандидатуры и не выдвигали, – рассказывает начальник участка производства дистанции Андрей Григорьев. – Это тот редкий случай, когда человек полностью соответствует своему призванию. Все прекрасно знают его отца, Николая Сергеевича, который недавно отметил своё сорокалетие на магистрали. Артём во многом похож на него. Такой же дотошный, въедливый на работе и, самое главное, неравнодушный.

Служебных забот у общественного инспектора хватает. Во всяком случае, их гораздо больше, чем у обычного дефектоскописта. Минаев ведь не просто идёт по чужим следам с ультразвуковым дефектоскопом УДС2М-11 и ищет незамеченные нарушения. По сути, в руках у инспектора находится не только ценный прибор, но и безопасность целого участка дороги. Если ошибку допустит он, то за ним никто уже ничего не исправит. А невыявленные нарушения неминуемо приведут к авариям и крушениям, к большому материальному ущербу, а может быть, даже к человеческому горю. Тут ошибиться ни в коем случае нельзя: магистраль этого не прощает.

– Мало найти дефект, надо ещё и выяснить причины, почему он появился, – поясняет Артём  Николаевич. Например, иду и вижу трещину там, где болтовой стык. Значит, путейцы болты не вовремя протянули, или есть просадка пути. Надо детально разбираться. В день я нахожу таких нарушений от одного до пяти.

Два года тому назад общественный инспектор Минаев заметил, что на проходящем мимо составе в одном из вагонов-рефрижераторов болтается створка ворот. Инспектор не растерялся, сообщил дежурному, и менее чем через час неисправный вагон задержали на ближайшей станции. А если бы он проехал чуть дальше, неизвестно, чем бы это обернулось, так как открытая створка выходила далеко за установленные габариты.

После получения диплома о присвоении звания лучшего инспектора на магистрали Артём Минаев не собирается останавливаться на достигнутом. Теперь у него впереди другая цель – стать лучшим общественным инспектором по безопасности в ОАО «РЖД».
Автор: Александр Ивановский