Такой у него характер
Степан Дмитриев, машинист эксплуатационного локомотивного депо ЗимаПри возвращении из рейса Степан Яковлевич, как правило, делает записи в книгу замечаний машиниста о недостатках в железнодорожной инфраструктуре, обнаруженных им при следовании по маршруту. Иногда вносит одну, а случается и три-четыре записи.
– Такой у меня склад характера, – говорит он, – не могу быть равнодушным к чьей-то недобросовестности.
В минувшем году Дмитриев отличился ещё и тем, что предотвратил вероятность возникновения на дороге случая нарушения безопасности движения, который мог привести к серьёзным последствиям. Предпосылки к тому возникли в локомотиве электровоза ВЛ85 № 211, прибывшего на станцию Зима, на котором Степан Яковлевич со своим помощником Александром Шумеевым должны были следовать с грузовым поездом до Иркутска-Сортировочного.
Прошли положенные предрейсовые инструктаж и медицинский осмотр, получили около шести часов утра у дежурного ТЧЭ-3 маршрутный лист, прибыли в парк отправления. И здесь во время приёмки локомотива ВЛ85 № 211 помощник машиниста Александр Шумеев доложил машинисту о неисправности на 6-й колёсной паре.
– Яковлевич, глянь! – окликнул он машиниста.
Подойдя к шестой колёсной паре электровоза, у которой стоял Александр Шумеев, Дмитриев увидел разбитую тормозную колодку и вывернутую в обратную сторону песочную трубу:
– Я понял, что без вызова слесарей не обойтись. Но прежде чем взяться за телефон, решил продолжить осмотр. Внимательно вглядывался в устройства под кузовом локомотива. А когда луч от фонаря прошёлся по колёсной паре, мне в глаза бросились отблески, какие возникают в свежих сколах металла. Пригляделся и обнаружил в бандаже колеса признаки разрушения.
О выявленных дефектах бригада тут же известила дежурного эксплуатационного локомотивного депо Зима, после чего машина была отправлена в ремонт.
Этот случай произошёл три месяца назад. Эксплуатация локомотива с выведенным из строя бандажом при проходе электровоза по стрелочному переводу или на перегоне может привести к сходу колёсной пары с рельсов. Так что за проявленную бдительность локомотивная бригада заслужила благодарность. Администрация эксплуатационного локомотивного депо Зима отметила правильные действия бригады, представив машиниста и помощника к знаку «За безопасность движения».
– Что такое безопасность движения на железной дороге, – говорит Степан Дмитриев, – я узнал с детства. Мой отец работал машинистом и водил паровозы. Школьником мне часто доводилось слышать его рассказы о том, как экипируют паровоз углём и водой, заливают масло в буксы, какие обязанности у помощника машиниста и машиниста паровоза. Именно отец и посоветовал мне пойти работать на железную дорогу и водить там поезда.
До того как поступить в депо, Степан окончил Зиминское профессиональное училище, где приобрёл профессию помощника машиниста электровоза. Затем была армия. Когда призвали на срочную службу, полученные в ПТУ знания ему очень пригодились. Служил в железнодорожной части, располагающейся на станции Выставочная в Казахстане, в нескольких километрах от космодрома «Байконур». Не один десяток раз видел запущенные в космос ракеты.
После армии он устроился работать в локомотивное депо Зима. Навыки помощника машиниста, а затем и машиниста осваивал под руководством таких профессионалов предприятия, как Юрий Воднев, Олег Абдурашитов, Олег Сандюков.
С тех пор как стал ходить в рейсы в составе локомотивной бригады, минуло почти 30 лет. За время работы машинистом ему довелось управлять грузовыми поездами, в том числе сдвоенными, тяжеловесными и длинносоставными. При этом, отмечают в депо, Дмитриев ни разу не допустил нарушения правил безопасности движения.
Проявляет он себя и как наставник. Обкатал на машинистов электровоза пятерых помощников. Все они трудятся в депо.
– Под руководством Степана Яковлевича приобретал эту профессию и я, – рассказывает машинист депо Евгений Бескишкин. – Как учитель он профессионал, да и вообще человек он отзывчивый, целеустремлённый. Во многом благодаря ему имею знак «Лучший машинист локомотива (дирекции тяги)» 3-й степени.