Пришёл, увидел, предотвратил Дальневосточная магистраль

Пришёл, увидел, предотвратил

Сергей Курагодников, монтёр пути Амгуньской дистанции пути

Монтёр пути Сергей Курагодников обнаружил повреждение рельса и предотвратил сход поезда

Амгуньская дистанция пути имеет несколько участков железной дороги, куда автотранспортом не подъедешь. И именно на одном из них монтёр пути Сергей Курагодников выявил опасное повреждение рельса, уложенного в главный путь. Тем самым он предотвратил сход поезда.

Начало того дня для Сергея Курагодникова сложилось неудачно. Машина от аутсорсинговой фирмы «СКА», которая должна была его вывезти на перегон Эанга – Сектали, сломалась. Пришлось об этом ставить в известность мастера Александра Барабаша. Того это известие, конечно, не обрадовало. Нужно решать дополнительную организационную проблему: как сделать так, чтобы его монтёр пути приступил к работе. А выход у мастера был единственный: на своей личной машине повезти Сергея Курагодникова до нужного перегона. Так он и поступил.

Путь был тяжёлым. Автодорога на участке давно не ремонтировалась. А за несколько километров до пункта назначения она вообще кончилась.

– Извини, дальше не поеду, – сказал Александр Барабаш. – Сам понимаешь, угроблю машину. Пешком тебе придётся пройти с пяток километров, чтоб добраться до своего участка.

– Дойду, не впервой, – ответил Сергей. Ему, действительно, было не впервой добираться до места основной работы пешком, да не по одному километру. Увы, но путейцу далеко не всегда можно попасть на нужный участок перегона рабочим поездом. А водители машин, если дорога не соответствует не то что определённым требованиям, а даже хоть каким-то представлениям о них, ехали только, пока это было хоть как-то возможно. А потом поворачивали назад. А что им остаётся делать?

Сергей Курагодников, впрочем, сразу забыл и про машину, и про мастера. Он быстро, насколько позволял ему рабочий рюкзак за плечами, зашагал по шпалам. Монтёр пути, занимающийся осмотром рельсошпальной решётки, обязательно берёт с собой универсальный ключ, молоток, запасные болты и прочие инструменты. Ноша эта порядка 10-12 килограммов. Такой груз монтёру пути с годами работы становится вполне привычен, как бойцу привычно носить автомат. Но всё же лёгким путь с таким грузом не назовёшь.

К своему участку осмотра Сергей Курагодников подошёл за час с небольшим. Тут он уже сбавил ход: началась его непосредственная работа. Первые рельсы на перегоне уложили ещё в 1978 году. Шпалы деревянные. Такое верхнее строение пути с трудом держит поезда повышенного веса. А они по БАМу в последнее время стали идти всё чаще и чаще. Это и радовало Курагодникова, и тревожило.

– Тепловозы новые, вагоны новые, а рельсы и шпалы на БАМе те же, – думал он. – Пора бы БАМ двухпутным делать, да на железобетонной основе.

Но мысли эти были сами по себе, а руки привычно управляли путейским молотком. Тем временем специалист внимательно слушал, как откликаются на стук молотка крепления рельсов. Вот так, переходя от пикета к пикету, слушал, слушал... И вдруг звук изменился – это обнаружилось на левой нити колеи смятие рельсового стыка и сильное повреждение головки рельса, которое на языке путейцев называется «выкол».

– Я, как увидел этот выкол, так и побежал к стойке СКПС, устройству связи, чтобы сообщить дежурному по станции, что надо остановить движение на путях, – рассказывает Сергей Курагодников. – А когда узнал, что поезд уже на перегоне, побежал и дальше ему навстречу. Где-то за полтора километра до места повреждения принял все необходимые действия со своей стороны, чтобы остановить состав. Потом уже вернулся назад, стал ждать бригаду монтёров пути.

Информация, поступившая от Сергея Курагодникова, запустила механизм реагирования на ЧС. На перегон прибыла бригада из шести человек, главный инженер, заместитель начальника дистанции пути. Рельсы заменили быстро. Но потом ещё долго вёлся разбор этого случая. Путейцы пытались выяснить причину повреждения. Ведь буквально за день до этого на том же месте проводился осмотр, и ничего замечено не было. Пришли к выводу, что такое повреждение могло произойти только из-за слишком большой нагрузки на рельс, оказанной подвижным составом. Металл её не выдержал.

– А я в тот день, когда убедился, что беда миновала, и дальше продолжил работу. Надо было до конца обойти все запланированные на этот день километры пути, – продолжает Сергей Курагодников. – Вернулся домой довольно поздно. Объяснил, что были непредвиденные задержки на работе.

Свою биографию Сергей Курагодников рассказал без особых подробностей. Приехал он на БАМ, уже имея несколько рабочих специальностей. Здесь завёл семью, у него четверо детей. Рыбачит, ходит на охоту. В общем, живёт, как живут многие его сверстники в посёлках БАМа: в Амгуни, Сектали, Джамку. Именно в этих населённых пунктах проживают его товарищи по работе. И, на первый взгляд, от них он практически ничем не отличается. Но мечту имеет:

– Повысить разряд хочу, – говорит Сергей Курагодников, – ведь выполняю работу по четвёртому-пятому разряду, а имею всего третий. Хотя тружусь на БАМе монтёром уже больше десяти лет. Только для этого учиться надо, например, в Комсомольске-на-Амуре, в учебном центре профессиональных квалификаций. Если б направили, я бы, не задумываясь, поехал на учёбу.
Автор: Георгий Куниловский