На волосок от трагедии Красноярский железнодорожник

На волосок от трагедии

Снежана Капленко, дежурная по переезду Иланской дистанции пути Красноярской дирекции инфраструктуры

Дежурная по переезду Снежана Капленко, рискуя жизнью, выполнила профессиональный долг

Ровно в час ночи по местному времени 21 января железнодорожница вышла со своего поста встречать поезд.

Переезд был уже закрыт: шлагбаум опущен, заградительные плиты подняты. Вдруг в темноте раздался резкий звук удара: грузовая машина сломала плиту, объехав шлагбаум, и остановилась в габарите первого пути. Поезд был в 10 секундах от столкновения. Снежана Капленко успела сорвать пломбу заградительного сигнала, кнопка которого смонтирована на уличном щитке, и включила красный светофорам.

– Поезд был в 50 метрах от меня, – говорит дежурная по переезду. – Я понимала, что у меня есть пара секунд, чтобы сгруппироваться и хотя бы закрыть лицо руками. И будь что будет. Грохот. Всё потемнело: на переезде отключился свет. На меня посыпалась штукатурка.

Открыв глаза, вместо рабочего места Снежана Капленко увидела гору покорёженного металла.

Грузовой поезд шёл на скорости 58 километров в час, авария была неизбежна. Добежать до своего поста она не успела. Как выяснилось секунду спустя, это оказалось большой удачей. Грузовой автомобиль отбросило от столкновения с кабиной локомотива, и он полностью въехал в «будку» дежурного по переезду. Снежану зажало дверью на входе в тамбур – это и спасло ей жизнь. Но не об этом думала храбрая женщина. Её больше волновало, что нет возможности выбраться и дотянуться до рации, чтобы предупредить дежурного по станции о происшествии.

Ещё одной невероятной удачей стало то, что в этот момент к переезду на личном автомобиле подъезжал помощник машиниста депо Иланская, который и стал свидетелем аварии.

– Он сказал, что его зовут Роман, и это всё, что я о нём знаю, – вспоминает дежурная. – Он помог мне выбраться, а во время восстановительных работ на переезде я грелась в его машине.

В ту ночь температура стояла на отметке минус 32 градуса по Цельсию, а к утру опустилась до минус 34.

С дежурной по станции удалось связаться по громкой связи, которая, как и щиток аварийной сигнализации, тоже смонтирована на улице. Тем временем из автомашины, протаранившей переезд, вышли три человека. К счастью, все были живы и могли двигаться самостоятельно.

Через 30 минут к месту происшествия прибыли сотрудники государственной автоинспекции и руководство Иланской дистанции. Движение по участку и сами пути восстановили в течение двух часов.

– Авария произошла за 5–8 секунд, – совершенно спокойно рассуждает Снежана. – Если бы я успела забежать в помещение, чтобы сообщить по рации и телефону об остановке поезда, а не застряла в тамбуре размером метр на два, я бы с вами уже не разговаривала. Удар как раз пришёлся в пульт с аварийной кнопкой. Только и успела, что включить заградительную сигнализацию. По инструкции, эту кнопку мы включаем, если на переезде случается что-то, что угрожает безопасности движения. Так мы предупреждаем об опасности локомотивную бригаду приближающегося поезда.

Снежана Капленко говорит, что не думала о риске для жизни – просто исполняла свои профессиональные обязанности. Это не смелость, это привычка, свойственная многим, кто работает на железнодорожных переездах. 

Силами дистанции пути и дистанции гражданских сооружений пост дежурного по переезду был полностью восстановлен и отремонтирован меньше, чем за сутки. Осталось дождаться нового холодильника: наступает лето, и в жару он очень пригодится для хранения продуктов.

– Снежана Капленко выполнила свой служебный долг, включила заградительный сигнал, предотвратив более тяжёлые последствия произошедшего столкновения на переезде, – говорит главный технический инспектор труда дорпрофжела Игорь Ильченко. – В жизни каждого человека бывают моменты, когда он проявляет силу духа, не думая о собственной безопасности. Но всё же не каждый смог бы поступить так, как Снежана Владимировна. Её поступок – не просто трудовой по­двиг, это твёрдость духа по-настоящему смелого человека.
Автор: Дарья Кот