Трещина откликнется на звук Московский железнодорожник

Трещина откликнется на звук

Алексей Ващенков, старший осмотрщик-ремонтник пункта технического обслуживания Смоленск-Сортировочный эксплуатационного вагонного депо Брянск

Алексей Ващенков с начала года обнаружил четыре дефекта боковых рам тележек грузовых вагонов, предупредив их излом и, как следствие, серьёзные транспортные происшествия

Старший осмотрщик-ремонтник пункта технического обслуживания Смоленск-Сортировочный эксплуатационного вагонного депо Брянск Алексей Ващенков с начала года обнаружил четыре дефекта боковых рам тележек грузовых вагонов, предупредив их излом и, как следствие, серьёзные транспортные происшествия. В работе ему помогает 26-летний опыт и поистине музыкальный слух.

Работу по выявлению трещин литых деталей тележек и колёсных пар при техническом обслуживании грузовых вагонов трудно переоценить – на карту поставлена безопасность движения поездов. Алексея Ващенкова в эксплуатационном вагонном депо Брянск считают лучшим по выявляемости брака литья – не пропускает. С начала этого года он обнаружил четыре дефектные литые детали боковых рам тележки. Наличие последнего дефекта – раковины глубиной менее ­3 мм во внутренней полости боковой рамы в вагоне № 57802381 – подтвердили не далее как 9 марта.

Впрочем, сам Алексей лучшим себя не считает. Говорит, что всё зависит от везения и трудолюбия, что с опытом все осмотрщики выравниваются. Он вообще человек скромный и немногословный. И бригаду свою особенно не разделяет на начальников и подчинённых. «Мы все – рабочие, – говорит он. – Но я ещё и отвечаю за ребят. Конечно, иногда приходится делать внушение, чтобы не расслаблялись. Но у нас единый коллектив. Я стараюсь организовывать работу так, чтобы всё было по-честному и справедливо. Работаем сообща, помогаем друг другу. Мы проводим на работе полжизни, поэтому нужно, чтобы в коллективе было комфортно работать».  

В детстве Алексей бегал гулять на Днепр. Смоленская область, его родина, – место, где река набирает свою силу. Глядя на её медленное и спокойное течение, величавую ширину, пароходы и речные трамвайчики, он представлял себя капитаном большого лайнера. Но дорога к реке и обратно лежала через сортировочную горку, поэтому стальная магистраль тоже занимала его мысли. В конце концов железная дорога победила. 

«После школы я поступил в смоленское училище № 13 на электрика, отслужил в армии в Погранвойсках и устроился в пункт технического обслуживания Смоленск-Сортировочный эксплуатационного вагонного депо Брянск, тогда – вагонное депо Смоленск, – рассказывает Алексей. – За то время, пока служил, утвердился в своём интересе к железной дороге, задумался о необходимости стабильной работы и зарплаты. Меня взяли в депо слесарем подвижного состава 2-го разряда. Начал осваивать специальность под руководством наставника. Через три месяца присвоили 3-й разряд. А ещё через три – по целевому направлению поступил в Смоленское СПТУ № 2 на осмотрщика вагонов на заочное отделение. Отучился, получил 5-й разряд».

С первых дней работы Алексей понял сложность труда осмотрщика-ремонтника. В любую погоду – под снегом, дождём, на ветру и морозе, в зной – всю смену «бить поклоны» вагонам. От автосцепки до автосцепки, колёса, тележки, колодки, по 12 позициям... И осознал большую ответственность. Но его это не испугало. Сначала, как он сам говорит, не задумывался особенно – молодость... А потом втянулся и понравилось. «Настоящая мужская работа. Социальные условия хорошие, проф­союз работает. Коллектив хороший, прикипел к людям. Опять же, свежий воздух. А что касается ответственности, то она здесь тоже особенная», – говорит Алексей Ващенков.

По здоровью Алексей подошёл идеально. Хорошая генетика, плавание с самого детства в Днепре. «Самый большой мороз, при котором приходилось работать, – 40 градусов, – рассказывает Алексей. – После этого нам стали выдавать кремы от обморожения и специальную шапку, закрывающую лицо. Нормально отработали, как обычно. Учёбу с работой совмещать было непросто, но я справился, учился хорошо и с удовольствием. У меня всегда позитивный настрой».  

Профессиональные умения, конечно, сразу не пришли. Лишь со временем, с опытом выработался специфический «музыкальный» слух осмотрщика-ремонтника, когда он по тональности звона колеса определяет наличие или отсутствие дефекта. Постепенно пришла профессиональная интуиция и важнейшее для этой специальности качество – терпение. Спустя девять лет Алексей будет назначен старшим осмотрщиком-ремонтником. Потом возьмёт на себя функции общественного инспектора по безопасности. Сам вызовется, добровольно. На профсоюзной отчётно-выборной конференции сказали: кто хочет попробовать, напишите заявление. И он написал. Хотел помочь предприятию и получить дополнительный опыт. Да и трёхдневная прибавка к отпуску – приятный бонус. Только в прошлом году его переизбрали, решили – нужно выдвигать молодых.   

Со своей супругой Галиной познакомился после армии. Вместе они уже четверть века, 23-летний сын Кирилл работает зубным техником. Главное в семейной жизни, считает Алексей, – это уступчивость. Он построил дом для своей семьи, двухэтажный, под 200 квадратов. Долго строил, лет пять-шесть, но зато своими руками. На вопрос «Где научились ремеслу?» отвечает: «Кто хочет, тот научится. У нас много частных домов. Девиз такой: живёшь на Смоленщине – будь строителем». 

Алексею нравится помогать супруге по саду. Сажает яблони, вишни. С удовольствием выращивает овощи. Он называет это своим первым увлечением. Второе – путешествия. Любит ездить по стране. Был на Алтае по проф­союзной путёвке за работу общественным инспектором. В Крыму, в Сочи, в Грузии... «На Алтай ездили общественные инспекторы со всей сети, – рассказывает Алексей. – Очень интересная была поездка, насыщенная. Мы побывали в Доме-музее Василия Шукшина, на его родине в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Там очень красивая природа, кедровый лес. Люблю путешествовать. Это всегда новые впечатления, новые знакомства».      

Алексей Ващенков – единственный железнодорожник в своей семье, проработал на одном предприятии – пункте технического обслуживания Смоленск-Сортировочный эксплуатационного вагонного депо Брянск – 26 лет. Но его профессионализм и ответственность за обеспечение безопасности движения по масштабу, важности и ценности, как и любого классного осмотрщика, равны вкладу едва ли не целой династии.
Автор: Светлана Новаковская