Призыв

На ночном перегоне

Артём Дейнеко и Сергей Гуцало, машинист и помощник машиниста бригады эксплуатационного локомотивного депо Карталы

Локомотивная бригада из Карталов предотвратила возможное ЧП

Машинист Артём Дейнеко (слева) и помощник Сергей Гуцало.JPG

Ночью 22 марта машинист Артём Дейнеко и его помощник Сергей Гуцало заметили во встречном грузовом поезде сильное искрение в районе последней колёсной пары электровоза.

Начальник Южно-Уральской железной дороги Анатолий Храмцов на оперативном совещании, которое состоялось 29 марта, рассказывая об этом случае, особо подчеркнул, что выявленное локомотивной бригадой нарушение серьёзно угрожало безопасности движения поездов, его последствия были непредсказуемы, но благодаря чётким и грамотным действиям машиниста Артёма Дейнеко и его помощника Сергея Гуцало их удалось предотвратить. Руководитель магистрали поблагодарил карталинских локомотивщиков за проявленную бдительность, сказал им большое человеческое спасибо и объявил благодарность, пожелав и дальше строго следовать служебной инструкции при выполнении профессиональных обязанностей.

Это чрезвычайное происшествие произошло 22 марта в 4 часа ночи по местному времени. Бригада эксплуатационного локомотивного депо Карталы в составе машиниста Артёма Дейнеко и его помощника Сергея Гуцало вела грузовой поезд весом 3500 тонн из Магнитогорска в Карталы. В пути следования локомотивщики находились около часа. За окном электровоза – темная ночь, температура за бортом – в пределах 8 градусов мороза. В это время суток надо быть особо бдительными. Железная дорога полна самых разных неожиданностей, и к встрече с ними надо быть готовым в любую минуту, чтобы оперативно отреагировать на возникающую нестандартную ситуацию.

– Мы двигались по перегону Буранная – Гумбейка. Как и положено по инструкции, внимательно следили за состоянием инфраструктуры, в поле нашего зрения постоянно находились путь, контактная сеть и показания проходных светофоров. Всё было в пределах нормы. И тут темноту ночи разрезал луч прожектора электровоза встречного грузового поезда, который следовал из Карталов. На расстоянии примерно 500 метров обратили внимание, что в задней части третьей секции электровоза в районе колёсной пары было какое-то не совсем характерное свечение, – рассказывает в подробностях о том ночном ЧП машинист Артём Дейнеко.

В первую минуту бригада не придала этому особого значения. Это необычное свечение они приняли за габаритные огни, которые горят по всему периметру электровоза и таким образом подсвечивают колёсные пары. Расстояние между поездами быстро сокращалось, и через несколько секунд они поравнялись.

– Свечение находилось с моей стороны, не знаю почему, но я всё-таки решил более внимательно присмотреться к тому, что там происходит. Наверное, просто интуиция сработала. Когда это место оказалось в поле видимости, то перед глазами предстала совершенно иная картина, о которой, находясь на расстоянии, даже и не подозревали. Из-под колёс вперемешку с пылью и мелкими кусками щебёнки вылетал сноп искр. Всё это продолжалось какие-то доли секунды, и что там происходило конкретно, разглядеть было просто невозможно, – вступает в нашу беседу помощник машиниста Сергей Гуцало.

Машинист Артём Дейнеко тут же оперативно связался по рации с коллегой повреждённого локомотива и вкратце обрисовал то, что им довелось наблюдать. Им оказался Михаил Калянов, который, долго не раздумывая, принял решение применить служебное торможение.

– Когда соседний поезд остался позади, то мы, не имея полной информации о технической неисправности, естественно, начали выдвигать свои версии произошедшего. С нашей точки зрения, причиной искрения могло быть два варианта: либо заклинивание колёсной пары, либо буксование, так как на этом участке был небольшой подъём, а было видно, что состав гружёный углём и очень тяжёлый, – продолжает Артём Дейнеко.

Через некоторое время с локомотивной бригадой связался поездной диспетчер, который сообщил, что по их сигналу поезд остановлен на перегоне и выясняются причины неисправности. А когда проезжали станцию Начальное, которая находится буквально в нескольких километрах от Карталов, то им навстречу попался восстановительный поезд, и тогда Артём и Сергей поняли, что дело с искрением принимает серьёзный оборот. Уже в депо от дежурного узнали подробности ночного ЧП, произошедшего на перегоне.

Техническая комиссия провела тщательное расследование этого чрезвычайного происшествия и выяснила все обстоятельства дела. Грузовой состав весом 7000 тонн следовал по участку со скоростью 49 километров в час в режиме тяги. После того как машинист Михаил Калянов получил сообщение об искрении, он остановил поезд служебным торможением. При осмотре был выявлен излом оси и с последующим сходом девятой колёсной пары с левой стороны по ходу движения электровоза. В сошедшем состоянии локомотив проследовал 1600 метров.

– В общем-то, мы ничего героического не совершили. Наблюдать за поездами, проходящими по соседнему пути, и незамедлительно сообщать обо всех неисправностях в них входит в наши прямые обязанности. Так на нашем месте поступила бы любая бригада. Просто по воле случая именно мы оказались в этот момент на перегоне и оперативно отреагировали на неисправность. Всё остальное, как говорится, уже было делом техники и от нас не зависело, – заключает машинист Артём Дейнеко.

По словам заместителя начальника эксплуатационного локомотивного депо Карталы по кадрам и социальным вопросам Дмитрия Хевронина, бригада характеризуется положительно. Несмотря на возраст, у ребят за плечами солидный опыт работы в грузовых поездах. В профессию пришли по убеждению. Оба выучились на помощника машиниста в Карталинском профессиональном училище. Артёму Дейнеко 34 года. Два года отработал помощником машиниста и уже десять лет самостоятельно водит грузовые поезда. Сергею Гуцало 38 лет. Помощником машиниста трудится с 2007 года. Вместе работают четвёртый год. Хорошо знают участки, по которым приходится ездить. Одинаково уверенно управляют локомотивами как переменного, так и постоянного тока.
Автор: Вячеслав Чеботько