Работа как подарок
Нина Сахарова, дежурная по переезду станции Кипелово Череповецкой дистанции путиНина Сахарова на стальной магистрали более двадцати лет. Дело своё знает и опытом делится, не тая тонкостей профессии. Подготовленные ею стажёры уже работают самостоятельно дежурными по переезду. К своей обучающей и воспитательной миссии относится ответственно.
– Учу по всем правилам встречать поезд, – рассказала она, – надо стоять лицом к железнодорожному пути, чтобы голова была в полуобороте навстречу движению.
Именно так в ту ночную смену встречала следующий на Череповец грузовой поезд стажёр Анна Юркова. Наставница стояла рядом.
– При встрече поезда, как положено, внимательно осматривали подвижной состав, – пояснила Анна. – Ночью следует использовать прожекторные установки, но они не понадобились – между тормозной колодкой и колесом одного из вагонов салютом летели искры.
– Я такого сильного искрения ни разу не видела, – подтвердила наставник. – Должно быть, тормозная колодка не отошла от обода колеса, и это грозило его перегревом и повреждением.
Женщины мгновенно оценили обстановку. Сахарова по телефону сообщила о неисправности дежурному поездному диспетчеру в Ярославле. Поезд остановили, и Нина Сахарова с чистой совестью сдала смену.
На её железнодорожном веку неисправности в проезжающих поездах случались не раз, например, волочение деталей вагонов, а однажды разглядела вытекание горючего из крана цистерны.
Трудится она там, где родилась – на Вологодчине. У родителей было большое подсобное хозяйство. Как старшая приглядывала за малышами и помогала ухаживать за скотиной. После школы окончила сельскохозяйственный техникум и стала бригадиром растениеводства совхоза «Кипеловский».
После распада Советского Союза совхоз ликвидировали. Нина оказалась в сложном положении – ни работы, ни денег, а на руках – трое несовершеннолетних детей.
– В октябре 1994 года попросилась на железную дорогу, – вспоминает она приход на магистраль. – Меня вместе с другими женщинами взяли временно на ручную очистку путей от снега. Я очень благодарна руководителю ПЧ-16 Борису Петровичу Нерознаку, ведь женщин на снегоборьбу брали неохотно. Это было спасением, старалась мастера не подвести.
В 1995 году её всё-таки приняли на постоянную работу. Прежде чем стать дежурным по переезду, она поработала монтёром и обходчиком пути.
Сейчас у неё всё хорошо. Дети самостоятельные, пятеро внуков, встречи с которыми – настоящий праздник.
9 апреля ей исполнится 60 лет. Юбилей встретит на переезде. За смену, как обычно, пропустит 90 поездов.
Интересуюсь: разве нельзя было такой знаковый день освободить от работы?
– Зачем меня освобождать? – удивляется она. – Работу свою я люблю. Она для меня и подарок, и поздравление!