Пропуск в «клуб миллионеров» Восточно-Сибирский путь

Пропуск в «клуб миллионеров»

Эдуард Досенцов, осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Тайшет

Эдуард Досенцов отмечен знаком «За безаварийное проследование миллиона вагонов»

24 августа прошлого года рабочий день Эдуарда Досенцова начался как обычно – в 8 утра. Через полтора часа на входные пути станции вкатился скорый поезд Москва – Владивосток. Стоянка в Тайшете всего 2-3 минуты, времени хватает только на посадку-высадку пассажиров. Поэтому состояние подвижного состава нужно проверять, как говорят вагонники, при встрече с ходу.

– После объявления дежурной по станции я вышел на островок безопасности, чтобы встретить прибывающий поезд, – вспоминает Эдуард Анатольевич. – Находился примерно в 15 метрах от проходящих вагонов. И на одной из колёсных пар в середине состава увидел, что от тормозной колодки осталась только половина.

Осмотрщик связался по радиосвязи с дежурной по станции, сообщил о неисправности. Проводница вагона даже удивилась: поезд только остановился, а вагонники уже приступили к устранению неполадки. Пассажиры даже не успели понять, что с вагоном что-то не так. По нормативу на замену колодки отводится 4 минуты, вагонники поменяли её за 2 минуты – и поезд ушёл.

Подобных эпизодов у Эдуарда Анатольевича за долгое время работы накопилось немало:

– Как-то на грузовом вагоне выявил трещину диска колёсной пары. На пассажирском вагоне была обнаружена трещина державки расцепного рычага. При её изломе рычаг падает под колёса, в результате расцепляется подвижной состав.

– Очень дотошный человек, часто выявляет неисправности, – говорит о нём мастер Сергей Бархатов. – Последний случай был месяц назад 29 апреля, когда он обнаружил обрыв песочной трубы локомотива. А перед этим 5 апреля выявил серьёзную неисправность узла тележки пассажирского вагона.

Эдуард Анатольевич пришёл в вагонное депо Тайшет в январе 1992-го. Начинал учеником слесаря, постепенно повысил квалификацию до слесаря 3 разряда. В 1999 году переучился в Нижнеудинске на осмотрщика-ремонтника. 19 лет отработал в грузовом парке. Затем как наиболее квалифицированный и опытный специалист был переведён на обслуживание пассажирских вагонов.

– Оборудование пассажирского вагона сложнее, чем у грузового, – объясняет Эдуард Анатольевич. – Ходовая часть состоит из большего количества узлов и деталей. Соответственно, необходимо произвести больше замеров. Ну, и ответственность гораздо выше.

Осмотрщик-ремонтник – универсальный работник. Он должен не только детально изучить состояние вагона и выявить все больные места, нет.

– Должность вроде одна, но ты идёшь ограждать подвижной состав, значит ты уже сигналист, – говорит Эдуард Досенцов. – Машинисты сейчас едут в одно лицо – значит ты уже работаешь, как помощник машиниста: отцепляешь и подцепляешь электровоз.

Работы у осмотрщиков на станции Тайшет хватает. В доковидные годы станция принимала и отправляла до трёх с половиной миллионов вагонов в год. Сейчас объёмы несколько ниже. Связано это ещё и с реконструкцией станции: сейчас здесь ведётся укладка новых и удлинение существующих путей транзитного парка. Осмотрщики-ремонтники связывают с обновлением станции свои надежды.

– В нашей работе очень много зависит от освещённости парка, особенно в ночное время, – говорит Эдуард Анатольевич. - Сейчас испытывают освещение, которое установили недавно. Очень хорошо видно. Как днём.

На пассажирском ПТО Эдуард Досенцов работает уже одиннадцатый год.

– Это один из самых опытных и авторитетных работников, – говорит о нём мастер Сергей Бархатов. – К его мнению прислушиваются все члены бригады.

За многолетнюю добросовестную работу Эдуард Досенцов не раз отмечался руководством депо, а в прошлом месяце он в числе других работников Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры был отмечен знаком «За безаварийное проследование миллиона вагонов».
Автор: Сергей Кулыгин