Продолжает оставаться востребованным Забайкальская магистраль

Продолжает оставаться востребованным

Виктор Аникин, старший электромеханик группы высоковольтных испытаний ремонтно-ревизионного участка Сковородинской дистанции электроснабжения

Виктор Аникин – последний «практик» предприятия, награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Старший электромеханик группы высоковольтных испытаний ремонтно-ревизионного участка Сковородинской дистанции электроснабжения Виктор Аникин в этом году был представлен к заслуженной награде – медали ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Железнодорожник уже пять лет является пенсионером, но продолжает трудиться на предприятии.

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» – государственная награда Российской Федерации. Она учреждена указом президента Российской Федерации в марте 1994 года. Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» награждаются граждане за осуществление конкретных и полезных для страны дел в промышленности и сельском хозяйстве, строительстве и на транспорте, в науке и образовании, здравоохранении и культуре, в других областях трудовой деятельности, а также за большой вклад в дело защиты Отечества, успехи в поддержании высокой боевой готовности подразделений, частей и соединений, за отличные показатели в боевой подготовке и иные заслуги во время прохождения военной службы, за укрепление законности и правопорядка, обеспечение государственной безопасности.

Указ о вручении награды Виктору Аникину президент РФ Владимир Путин подписал 8 апреля этого года. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» железнодорожник получил за успешный многолетний труд на стальной магистрали и профессионализм. А в 2014 году энергетик получил благодарность министра транспорта РФ за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю доб­ро­совестную работу на железнодорожном транспорте. Также железнодорожник имеет и другие награды и поощрения.

Виктор Анатольевич родился в посёлке городского типа Букачача Чернышевского района Забайкальского края. В посёлке была конечная станция железнодорожной ветки, по которой на Транссибирскую магистраль везли уголь, добываемый в букачачинской шахте.

– Угольная шахта была градообразующим предприятием нашего посёлка, – рассказывает железнодорожник. – Благодаря шахте рос и развивался наш посёлок, в годы моего детства в нём жило около 13 тыс. человек, было четыре общеобразовательных школы, швейная фабрика. Но позже, когда я уже жил и работал в Сковородино, в шахте загорелся уголь и его не смогли потушить. Поэтому в 1998 году добычу угля прекратили, в посёлке сегодня, наверное, не наберётся и двух тысяч жителей.

Но когда шахта ещё работала, там трудился и его отец. Мать из-за проблем со зрением была домохозяйкой.

Возможно, Виктор Анатольевич избрал бы шахтёрскую стезю (в его жизни был и такой опыт), но его старший брат учился в Киеве в институте инженеров гражданской авиации, и Виктор после окончания школы поступил в тот же институт. Выбор технической специальности был не случаен, в школьные годы Виктор увлёкся радиоэлектроникой и в 12-летнем возрасте уже мог с лёгкостью собрать из имеющихся деталей радиоприёмник.

– Было много плюсов, – говорит Виктор Аникин. – Я получал одновременно высшее гражданское и военное образование, мог работать в любой авиации. В институте была сильнейшая преподавательская база – на пять тысяч курсантов приходилось три тысячи преподавателей. Среди них были не только доктора наук, но и академики. И хотя я получил образование инженера-механика по горюче-смазочным материалам, но учили нас не узкой специализации, мы выходили из вуза специалистами широкого профиля. Обучение, в отличии от других технических вузов, длилось шесть лет. Я учился с 1973 по 1979 год.

После учёбы в вузе Виктор Анатольевич четыре года прослужил в авиации, местом его работы стала база в Николаевске-на-Амуре. Но, по сути, инженеры базы обслуживали технику на аэродромах половины Хабаровского края, всей его северной части, проводя много времени в длительных командировках.

– Я работал инженером по оборудованию, – пояснил Виктор Аникин. – Шесть месяцев работаешь, пять из них в командировке. Жить в Николаевске-на-Амуре приходилось в общежитии, жилья не давали, поэтому я уволился и приехал в Ростовскую область, в город Гуково, где в ту пору на шахте работал мой отец. И я тоже на некоторое время стал шахтёром, занимался добычей угля. Но мне не подошёл климат, там для меня было слишком жарко. И я снова уехал на Дальний Восток.

В 1985 году в Тахтамыгде ещё функционировал аэродром, но для Виктора Аникина как для специалиста не нашлось подходящей инженерной работы. После этого, как говорит сам железнодорожник, он совершенно случайно зашёл в Сковородинскую дистанцию электроснабжения.

– И меня взяли на должность электромонтёра в ремонтно-ревизионный участок, – сказал энергетик. – Спустя год я уже работал электромехаником, а в 1987 году меня назначили старшим электро­механиком группы по высоковольтным испытаниям и кабельному хозяйству ремонтно-ревизионного участка.

Профильного образования Виктор Аникин за все годы работы на железной дороге так и не получил. Сегодня он «последний из могикан» – единственный практик в Сковородинской дистанции электроснабжения.

– В 1986 году началась электрификация нашего участка, – говорит Виктор Аникин. – Приходилось всё осваивать самим. Можно сказать, что наставников у меня, по большому счёту, и не было. Но года через два я работал уже не хуже других энергетиков, имеющих профильное образование. Конечно, приходилось учиться на курсах повышения квалификации, без этого не обойтись.

Сегодня энергетик занимается испытаниями высоковольтного оборудования, даёт заключения об исправности защитных средств, трансформаторов и другого силового оборудования. Работает по лицензии, которая подтверждается ежегодно.

Для испытания оборудования и защитных средств Виктор Анатольевич оборудовал лабораторию. Все стенды он собрал собственноручно. На одном из стендов – ванне для испытания изделий из диэлектрической резины – проводится проверка перчаток на целостность. Перчатка одевается на металлический держатель, который крепится к электроду, опускается в воду, и подаётся ток напряжением 6 Кв. Если изделие имеет повреждение, срабатывает защита и подача электричества прекращается. В лаборатории новатор также изготовил сушилку с электрическим обогревателем для сушки перчаток, прошедших испытания. А непригодные для работы защитные средства отправляются в утиль. По каждому из изделий Виктор Аникин даёт заключение об их пригодности.

На другом стенде, также изготовленном собственными руками, железнодорожник проводит испытания штанг, ограничителей перенапряжения и другого оборудования. На стенд подаётся напряжение 10 кВ.

– Использование стендов абсолютно безопасно, все проверки проводятся, когда человек находится вне лаборатории, – пояснил Виктор Анатольевич. – При открытии двери, на которой стоит концевик, все стенды обесточиваются и срабатывает заземление.

Снаружи лаборатории, возле окна в неё, энергетик установил пульт управления стендами.

И конечно же, Виктор Аникин с командой проверяет работоспособность оборудования и заводскими устройствами. Так, маслопробойник необходим для испытания диэлектрической прочности масла. А ещё одним прибором проверяется целостность кабельных линий.

– Наша работа по большей части разъездная, – сказал энергетик. – В нашем ведении находятся четыре тяговые подстанции, две электростанции, четыре района контактной сети. Занимаемся мы также проверкой защитных средств на железнодорожных предприятиях. У нас имеется передвижная лаборатория на базе автомобиля «ГАЗ-66», оборудованного, как говорится, по последнему слову техники.

Передвижная лаборатория используется для комплексной проверки устройств на местах.

– Виктор Анатольевич – опытнейший практик, старший электромеханик с большим стажем работы, – говорит начальник ремонтно-ревизионного участка ЭЧ Сковородино Руслан Янчук. – Он возглавляет работу группы по высоковольтным испытаниям и кабельному хозяйству ремонтно-ревизионного участка.

В штате группы числятся, кроме него, ещё два человека – электромеханик и электромонтёр. Должность электромеханика занимает молодой специалист Анна Тирских, она работает в ЭЧ Сковородино с 2019 года. Анна Тирских пришла в дистанцию после учёбы в Забайкальском институте железнодорожного транспорта. Год отработала электромонтёром, а сегодня является помощницей Виктора Аникина, перенимает весь имеющийся у него практический опыт.

– Я возглавляю ремонтно-ревизионный участок Сковородинской дистанции электроснабжения с 2015 года, – отмечает Руслан Янчук. – Я пришёл в РРУ на должность электромонтёра после окончания Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, а Виктор Анатольевич уже в то время был старшим электромехаником группы ВВИ. Он был моим наставником, делился своим практическим опытом, научил производственной дисциплине, бережливости, качественно выполнять свою работу. И главное, он преподал мне тонкости профессии.

Детей у Виктора Анатольевича нет. Создать крепкую семью в молодости не удалось, потому как вместе с железнодорожником проживали родители-инвалиды.

– У матери были большие проблемы со зрением, а отец получил серьёзную травму позвоночника, когда работал в шахте, – пояснил Виктор Аникин. – И кому нужен мужчина с двумя инвалидами на руках!? Вот и вышло так, что ни жены, ни детей нет.

И живёт Виктор Аникин, можно сказать, работой. Ведь в дистанции у него всё: и друзья, и «дети» – молодёжь, наставником которой он является. Наставничество было и остаётся неотъемлемой частью его работы.

Пенсионного возраста железнодорожник достиг пять лет назад, но продолжает работать, так как его профессионализм всё ещё востребован на предприятии. И руководство Сковородинской дистанции электроснабжения не намерено прощаться со своим последним практиком.

Автор: Александр Потапов