Батайская эпопея Звезда

Батайская эпопея

Николай Березюк, инженер по гражданской обороне

Приказом начальника СКЖД за многолетний добросовестный труд, достижение высоких результатов в профессиональной деятельности и значительный вклад в развитие Северо-Кавказской дороги объявлена благодарность инженеру по гражданской обороне, а в прошлом начальнику станции Батайск Николаю Березюку

Станция Батайск – настоящий город в городе. Раскинулась она на несколько километров, впитала в себя сотни судеб людей, пропустила миллионы тонн груза, обрела собственные «городские легенды». Запись в трудовой книжке, свидетельствующая о былой «прописке» человека в этом «городе», уже давно стала хорошей рекомендацией. Как для железнодорожников, так и для решивших сменить профессию.

Если бы появилась книга рекордов железнодорожной отрасли, одна из её записей непременно была бы посвящена Николаю Березюку – человеку, возглавлявшему эту крупнейшую сортировочную станцию практически 30 лет.

Его путь на железную дорогу начался более полувека назад, в общем-то, случайно. Отец, всю жизнь отработавший в сельском хозяйстве, на склоне лет стал руководителем вагона-клуба на Белорусской железной дороге.

– У железнодорожников порядок и дисциплина, так что давай, будешь учиться именно этой профессии, – дал он родительское напутствие молодому Николаю.

Оршанский железнодорожный техникум и железнодорожная практика (стрелочником в Орше) парню понравились. Решил продолжать обучение. Ростов-на-Дону, РИИЖТ (РГУПС), одновременная работа на станции Ростов-Товарный оператором, дежурным по парку, институтская практика на Ростсельмаше (составителем) и учёба. Часто 24 часов в сутках не хватало.

Такой напряжённый график жизни дал о себе знать:  однажды Николай поймал себя на том, что, идя по перрону с «башмаком» в руке, практически засыпает. Стало понятно, что до хорошего такой ритм жизни не доведёт, и он решил сосредоточиться на учёбе, на время оставив работу.

После окончания вуза Николай Березюк вернулся на станцию. Работал поездным диспетчером, дежурным по отделению, старшим поездным диспетчером, главным инженером станции Ростов-Товарный, заместителем начальника станции – словом, прошёл немало ступеней карьерной лестницы, а 1 апреля 1983 началась его батайская эпопея.

– Желания переходить в Батайск особого не было, – признаётся он. – На прежнем месте я знал людей, полностью изучил технологию, видел результаты своего труда, а тут – начинай всё с начала.

Но отказываться от новых назначений не в традиции железнодорожной отрасли. Руководители в Батайске в то время сменялись часто, в среднем через год–два. Это был сложный период на станции. На капитальный ремонт, на всё станционное хозяйство средств выделялось катастрофически мало. Состояние крупнейшей на дороге сортировочной станции оставляло желать лучшего.

Поэтому первым делом новый руководитель занялся созданием нормальных рабочих условий. Сегодня в Батайске только технологических дорожек более 30 км. Есть свет, водопровод на постах, отопление.

Постепенно станция преобразилась. И надо сказать, что очень вовремя. Грузопотоки к концу 1980-х годов резко возросли. А когда в 1988 году случилась трагедия в Спитаке и со всей страны туда хлынули потоки грузов, эшелоны с техникой и людьми, дорогу спасло от транспортного коллапса только то, что Батайский узел к этому времени стал работать эффективно.

– До сих пор помню тот наш рекорд: суточный вагонооборот – 25840 вагонов, – говорит Березюк. – Но это максимально, а 23–25 тысяч – было привычно в то время.

Если провести несложные подсчёты, то получается, что в среднем составы следовали с интервалом 8–9 минут. Наибольшее напряжение движения приходилось на 15.00-18.00. Однажды перед этим потоком оказалась представительная делегация ООН, остановившаяся на переезде. Пришлось дипломатам отправиться в объезд – ждать несколько часов открытия шлагбаума они оказались не готовы.

Батайск стал регулярно завоёвывать призовые места в различных соревнованиях – отраслевых, областных, союзных, в копилке наград есть и грамота за успехи с ВДНХ. Всего за последние 30 лет в музее станции появилось около 40 разнообразных наград (не считая спортивных, только производственные).

Но не только основной деятельностью был силён коллектив станции. В 1990-е годы, когда страна переживала тотальный дефицит и продуктов, и техники, у батайских движенцев не было с этим проблем. Выручало подсобное хозяйство. Выращивали и свиней, и коров, завели грибницу, даже собственным полем сахарной свёклы обзавелись. Пришлось, конечно, на субботниках многим освоить ещё и технологию прополки, но зато когда по осени по 10-15 мешков сахара на семью получали, сумели оценить в полной мере пользу смычки города и деревни. Что касается мяса и грибов, всю продукцию реализовывали через буфеты по ценам намного ниже рыночных.

С уважением вспоминают Николая Березюка коллеги.

– Мы как-то за смену распустили 2 тыс. вагонов, – рассказывает бывший составитель поездов станции Батайск Александр Субботин. – Утром к окончанию смены по громкой связи по всем паркам станции прозвучало приглашение начальника станции, всей смене прийти в красный уголок. Там нас встретил Березюк, тепло поздравил и объявил, что все мы поощрены премией. Но важна была не только премия, а именно то уважительное отношение к коллективу, которое мы ощутили.

Бывшая дежурная по станции Елена Санина отмечает, что работа со строгим, но справедливым руководителем позволила ей и многим коллегам стать настоящим профессионалом.

Николай Березюк никогда не останавливался на достигнутом. Искал новые пути и решения. Например, он сумел убедить местных бизнесменов принять участие в реконструкции станций Азов и Заречная, активно внедрял на станции новые технологии, многие впервые на сети. Полностью перестроил работу станции в связи с кардинальной сменой направления грузопотоков.

– Мне в своё время очень повезло на учителей, настоящих профессионалов, – признаётся он. – А позже повезло и с коллективом.

Сегодня Николай Березюк трудится на станции инженером по гражданской обороне и всегда при необходимости готов поделиться своим богатейшим опытом. Его деятельность на благо магистрали отмечена руководством дороги.
Автор: Игорь Евдокимов