Остановить поезд
Сергей Шевченко, бригадир Кувандыкской дистанции пути14 апреля бригадир Кувандыкской дистанции пути Сергей Шевченко в проходящем контейнерном поезде увидел сошедшую тележку одной из платформ. Путеец принял все меры для остановки состава и тем самым предотвратил более тяжёлые последствия.
В этот день группа монтёров во главе с Сергеем Шевченко выполняла на перегоне обычные плановые работы по выправке пути и ликвидировала выявленное пучинное место.
– Было примерно 12 часов 30 минут по московскому времени. Мы уже практически заканчивали работы, когда сигналист Хайдар Казбиков сообщил мне по радиосвязи, что по нечётному пути приближается грузовой поезд. Естественно, я тут же отошёл на безопасное расстояние и приготовился, как предписано инструкцией и выработавшейся многолетней привычкой, наблюдать за проходящим составом, – рассказывает со всеми подробностями бригадир Сергей Шевченко.
Мимо путейца проследовал электровоз, а потом специализированные платформы с находящимися на них крупнотоннажными контейнерами. Пока ничего опасного и угрожающего безопасности движения в поезде Сергей Шевченко не заметил. Оставалось проводить только хвост состава.
– И тут в одной из платформ увидел первую по ходу движения сошедшую тележку. Вагон находился от меня примерно в пятидесяти метрах. Было хорошо видно, как одна половина тележки катилась по рельсовой колее, а колёса второй части – по концам шпал, находящимся со стороны поля. Но самое опасное было в том, что в любую секунду она могла стать поперёк движения и тогда последствия могли быть самые непредсказуемые, – продолжает рассказывать о происшествии Сергей Шевченко.
Бригадир признался, что ему за годы работы на железной дороге ещё ни разу не доводилось быть свидетелем ситуации, которая настолько сильно угрожала бы безопасности движения поездов, и он в первое мгновение даже немного растерялся. Но это состояние длилось доли секунды. Сергей Шевченко тут же взял себя в руки. В голове была только одна мысль – как можно быстрее остановить поезд. Бригадир прекрасно понимал, что дальнейшее развитие событий в конечном итоге зависит от того, насколько оперативно он отреагирует и предпримет необходимые меры.
– Ситуация осложнялась тем, что машинист начал постепенно набирать скорость. Дело в том, что у нас нет возможности напрямую связаться с локомотивной бригадой, а действовать можно только через посредника. Поэтому вызвал дежурную по станции Медногорск и доложил о том, что произошло, – вспоминает подробности Сергей Шевченко.
Она коротко ответила, что всё понятно, и тут же по радиосвязи вышла на машиниста Александра Безъязыкова, который после полученного сообщения о ЧП тут же применил служебное торможение, а дежурная, соответственно, сразу же закрыла перегон для движения. После того как бригадир доложил обо всём увиденном дежурной по станции, у него словно гора с плеч свалилась. В данной ситуации он сделал всё, что от него зависело. А остальное, как говорится, уже было делом техники. Следующее решение находилось в зоне ответственности другого звена в цепочке, отвечающей за безопасность.
Когда волнение немного спало, бригадир приступил к выполнению своих непосредственных профессиональных обязанностей и пошёл вперед с осмотром, чтобы лично оценить повреждения, которые были нанесены верхнему строению пути сошедшей вагонной тележкой. До того места, где остановился состав, ему предстояло пройти около километра. Железнодорожник внимательно осматривал путь и фиксировал неисправности. К злополучному вагону бригадир подошёл практически одновременно с машинистом и продолжал дальше действовать по инструкции. Сергей Шевченко первым делом опять связался с дежурной по станции Медногорск и пояснил, что тележка сошла в сторону поля, габарит по чётному соседнему пути не нарушен и можно беспрепятственно пропускать поезда. Контейнер тоже находился на штатном месте и был надёжно закреплён. Затем бригадир подошёл к сошедшей тележке и, как заправский вагонник, начал её осматривать. Видимых причин, по которым тележка вышла из строя, он не обнаружил. Боковая рама цела, ось и гребни колёс тоже в порядке. Он предположил, что, возможно, неисправен узел пятник – подпятник, и оказался близок к истине. Техническая комиссия подтвердила его предварительные выводы. В том, что бригадир сразу же начал внимательно осматривать тележку, в общем-то, нет ничего удивительного. Оказывается, Шевченко по основному образованию… вагонник.
Железнодорожнику 40 лет. Он всегда мечтал быть вагонником. Поэтому планировал получить соответствующее образование. На железную дорогу пришёл в 2004 году. Но жизненные обстоятельства сложились так, что в 2009-м устроился в Кувандыкскую дистанцию пути в качестве монтёра, а десять лет назад возглавил бригаду по неотложным работам. В 2012 году Шевченко окончил Самарский государственный университет по специальности «вагоны и вагонное хозяйство». И, несмотря на то что получил профессию, о которой мечтал, решил посвятить себя путейскому делу и продолжает в нём совершенствоваться.
Он убеждён, что ничего из ряда вон выходящего не совершил. Просто в этот момент именно он с бригадой оказался на этом перегоне, чтобы провести плановые работы по выправке пути. Будь на его месте другой работник стальных магистралей, он бы действовал точно так же и обязательно предпринял все меры для остановки поезда, чтобы не допустить более тяжёлых последствий.