Земные и космические идеи Голещихина Восточно-Сибирский путь

Земные и космические идеи Голещихина

Николай Голещихин, машинист Иркутск-Сортировочной механизированной дистанции инфраструктуры

Приобретённая машинистом Николаем Голещихиным ещё в пору юности тяга ко всякого рода преобразованиям сегодня облегчает работу по ремонту пути

В этом году машинист Иркутск-Сортировочной механизированной дистанции инфраструктуры нашёл способ, позволяющий в кабине закреплённого за ним динамического стабилизатора пути поддерживать комфортный для его экипажа температурный режим.

– Летом, особенно в дни высокой солнечной активности, происходит сильный нагрев металлической крыши машины из-за недостатка термоизоляции, и если отсутствует кондиционер, то внутри кабины ДСП повышается температура воздуха. В результате ухудшаются условия работы экипажа. Учитывая это, я предложил нанести на поверхность крыши светоотражающую краску серого цвета с зеркальным эффектом, – рассказывает Николай.

Понижение нагрева крыши с таким покрытием им доказано экспериментально.

– Благодаря Николаю Викторовичу экипажи наших машин приобрели возможность применять дополнительные средства безопасности. По его предложению внедрён светоотражающий браслет, имеющий светодиодную подсветку, который надевается на рукав рабочей куртки железнодорожника и позволяет в ночное время хорошо различать на далёком расстоянии подаваемые рукой сигналы. Браслет изготавливается с применением обычной светоотражающей ленты и как вариант – в сочетании со светодиодной подсветкой, – отмечают в дистанции.

Приличной пользой также обернулось предложение Николая применять светоотражающий материал для определения в тёмное время суток положения фиксаторов рабочих органов машины. Кроме того, отпала необходимость нахождения помощника машиниста в междупутье. Сокращается время, востребованное на выполнение операций по переводу ДСП в транспортное положение и из транспортного – в рабочее.

По достоинству в дистанции оценено его рацпредложение, предусматривающее нанесение светоотражающего материала красного цвета на железнодорожные сигнальные петарды. Простая операция позволяет локомотивным бригадам в тёмное время суток визуально наблюдать петарды на расстоянии до 300 метров, своевременно применять тормоза ещё до наезда на них.

– Все свои идеи я стараюсь доводить до конца. Эта привычка у меня выработалась в старших классах, когда увлёкся космонавтикой. В то время у меня за сутки рождалось по 5–6 идей, – вспоминает Николай.

Однажды Николай стал участником Всесоюзного конкурса проектов под названием «Наш космический дом» на темы «Какой быть архитектуре в невесомости» и «Как усовершенствовать орбитальные комплексы». Конкурс объявил журнал «Юный техник». Заинтересовавшись им, Николай отправил в редакцию общую тетрадь со своими проектами. Один из них посвящался манипулятору под названием «Спрут». По замыслу юного изобретателя, это устройство предназначалось для выполнения монтажных и демонтажных работ и других операций в открытом космосе.

Другие его проекты описывали технологию транспортировки грузов и людей на орбиту Земли с помощью электромагнитной пушки-ускорителя, способной трансформироваться в посадочную полосу, рассказывали о способе приёма космонавтами посылок с Земли, предлагали для полива растений, выращиваемых в условиях космической невесомости, использовать эффект электроосмоса... О нескольких проектах было рассказано в ноябрьском номере журнала за 1988 год. Кстати, журнал отметил и разработанное им устройство для защиты стрелочного перевода от засорения снегом.

Поступив на работу в ДПМ, Николай заявил о себе разработками, направленными на усовершенствование обслуживания узлов и механизмов путевых машин и повышение их производительности. Лучшие из них предназначены для защиты в период низких температур топлива, используемого двигателем ДСП, от образования в нём конденсата. Одно из предложений позволяет использовать эту машину при выправке пути в вертикальной плоскости методом трёх дифференциальных проходов.

Около двух лет назад некоторые из разработок были отмечены руководством ОАО «РЖД» на Всероссийском слёте общественных инспекторов по безопасности движения поездов.

– Общественным инспектором я являюсь на протяжении 13 лет. Основное, на чём концентрируюсь, – обеспечение безопасности движения поездов, – заключает Николай.

В минувшем году Николай Голещихин был назван одним из лучших рационализаторов на ВСЖД.

Автор: Александр Иванов