Призыв

Спасли из огненного кольца

Работники ЮУЖД, ремонтники Безенчукской дистанции инженерных сооружений Куйбышевской дирекции инфраструктуры

Сотрудники Южно-Уральской дороги вывезли жителей посёлков в Челябинской области

Работники ЮУЖД Александр Голубев, Алексей Кравцов, Владимир Алабжин, Юрий Албузов (слева направо).jpg

Сотрудники Южно-Уральской дороги, оказавшись в эпицентре трагических событий, связанных с пожарами у станций Запасное и Джабык, показали свой профессионализм и самоотверженность. Подразделения дороги продемонстрировали эффективное взаимодействие в критической ситуации.

«Масштабы предстоящего бедствия стали вырисовываться сразу. Место пожара до нашей железнодорожной станции и посёлка отделяло всего полтора километра. Но жара, сушь и сильный ветер сделали своё дело – огонь стал разрастаться с огромной силой», – вспоминает события начала июля Юрий Ивекеев, электромеханик Магнитогорской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, обслуживающий станцию Джабык.

Железнодорожник Юрий Ивекеев стал одним из тех, кто геройски противостоял огню в южных регионах Челябинской области. 8 июля здесь начались лесные пожары, которые затем перекинулись и на жилые дома в посёлке. У Юрия в домашнем хозяйстве имелся трактор МТЗ-80. Прицепив к нему плуг, он до глубокой ночи, пока трактор не закипел от напряжения, опахивал землю у леса. «У нас нет воды, тушить пожары нечем, а опашка может остановить низовой огонь», – сказал он.

На следующий день, закончив производственные дела, он снова сел за трактор. Рядом бушевал огонь, который перекинулся на посёлок. От едкого дыма не хватало воздуха, но Юрий продолжал культиватором поднимать землю. Уже и земля стала гореть как порох, падали опоры электросети, видимость становилась нулевой, но Юрий не покидал трактор. Рядом с ним были и другие железнодорожники: путеец из Магнитогорской дистанции пути Евгений Гредяев, механик Магнитогорской дистанции СЦБ Данил Чичерин. Они тоже на своей технике старались остановить огонь.

Юрий Ивекеев боролся за посёлок, за станцию, а свой двор спасти не успел. Сгорели постройки, гараж, участок.

«К нам на помощь подошла техника аварийно-восстановительной дирекции. Мощные бульдозеры стали создавать надёжную защиту из земли и не пустили огонь на вторую половину посёлка. Так что благодаря Южно-Уральской дороге часть Джабыка уцелела», – говорит Юрий.

Железная дорога практически с первых же минут оказалась в эпицентре борьбы с огненной стихией. Четверо суток на боевом посту в Запасном и Джабыке отважно стояли пожарные поезда со станций Карталы и Магнитогорск. Они обеспечивали пожарные машины и специальную технику водой, совершая челночные рейсы из горячих точек на станцию Карталы для дозаправки.

«Было заправлено более 140 пожарных машин МЧС, израсходовано свыше 800 куб. м воды, – говорит заместитель начальника Южно-Уральского филиала ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ России» Дмитрий Резниченко. – Спасая железнодорожную инфраструктуру и населённые пункты, поезда потушили 10 очагов пожара. Люди стояли героически – без сна и отдыха. Особенно досталось пожарному поезду со станции Магнитогорск. Его начальник Максим Овчинников со своим подразделением в течение двух суток находился в самом пекле. Благодаря его точным командам и слаженным действиям пожарного расчёта удалось не допустить возгорания поста ЭЦ станции Запасное, которое могло нанести огромный ущерб дороге и привести к сбоям движения на участке».

Смелость и отвагу проявляли бульдозеристы восстановительных поездов станций Магнитогорск и Карталы. Получив приказ к отправлению на помощь терпящим бедствие посёлкам возле станции Запасное, восстановители после согласования своих действий с МЧС прокладывали минерализованные полосы шириной от 6 до 12 м, которые могли остановить продвижение огня. Агрегаты в шахматном порядке шли вдоль горящего леса, по степи, у населённых пунктов, пробирались через заборы и узкие дачные улицы. На них падали деревья. Дым мешал работе. Но главным было – не остановиться. Одна бригада бульдозеристов сменяла другую, и снова вперёд.

«Ребята с честью выполняли свою работу, – говорит начальник восстановительного поезда станции Магнитогорск Виктор Бубнов. – Алексей Фаремец, Виталий Гейчев, Алексей Шевкун были за рычагами машин, работу умело организовывали заместитель начальника восстановительного поезда Валерий Маркелов и мастер Юрий Панов. Все они работали самоотверженно. Нельзя не сказать о нашем водителе Алексее Ананко, который доставлял сменные бригады, подвозил всё необходимое для обеспечения бульдозеров. Он работал бессменно, понимая, что от него тоже многое зависит. Проводницы нашего рабочего вагона – две Анны, Степанова и Боровикова, тоже стали незаменимыми. Их работа – создать условия для небольшого отдыха в сложной обстановке».

Бульдозеристы восстановительного поезда станции Карталы были отправлены для ликвидации пожара в лесополосе, примыкающей к станции Джабык.

«Плотный дым, искры, пламя мешали работе. Дневной свет был кислотно-рыжим и резал глаза. Видимости никакой, но бульдозеры упорно делали своё дело», – объясняет и.о. начальника восстановительного поезда Карталы Алексей Кравцов.

На одной из полян они попали в ловушку – ветер резко поменял направление, и огонь стал окружать машины. Путь отхода оказался отрезанным. И тогда бульдозеристы Александр Голубев, Владимир Алабжин, Евгений Половинкин вместе с Алексеем Кравцовым организовали защитное кольцо – сделали минерализованный круг диаметром 100 м вокруг машин и встали в его центре, тем самым спасли и технику, и свои жизни.

После леса восстановители пошли на Джабык. Часть посёлка уже горела. Бульдозеры гусеницами «топтали» огонь, лопатами поднимали земляной вал. Температура была запредельной. Агрегаты прикрывали пожарные. Работали на пределе, но сделали всё что надо.

Железная дорога была и местом спасения людей. «Вокзал стал перевалочным пунктом. Сюда бежали жители посёлка с детьми и кошками-собаками. Здесь нашли прибежище ребятишки из оздоровительного лагеря. Выезжали на графиковых электропоездах Карталы – Магнитогорск. А позже, когда по автомобильной трассе ехать стало трудно и опасно, потому что под ногами горело всё, надежда оставалась только на железную дорогу, её защищали пожарные поезда, – рассказывает начальник станции Джабык Евгения Гаврилова. – Несмотря на опасность, работники станции делали всё, чтобы обеспечить её жизнедеятельность и не прервать движение».

Карталинский участок моторвагонного депо Сакмарская Южно-Уральской дирекции моторвагонного подвижного состава получил вводную о необходимости срочной эвакуации электропоездом жителей посёлков Запасное и Джабык, находящихся в зоне пожара. На тот момент добраться до людей, находящихся в беде, можно было только по железной дороге.

В поездку согласились отправиться машинисты Сергей Проценко и Евгений Самарин. В течение 15 минут бригада на электропоезде ЭД9М № 106 была готова к опасному рейсу. Она поступила в распоряжение поездного диспетчера, который организовал беспрепятственный пропуск поезда по участку.

«Следовали к месту бедствия с максимально допустимой скоростью, понимая, что важна каждая минута. Прибыв в Запасное, произвели посадку эвакуировавшихся, после чего отправились на станцию Джабык. При следовании по перегону пришлось прорываться через языки пламени и плотную завесу дыма. Местами видимости практически не было. Возникали трудности с дыханием. Но у бригады была одна цель – двигаться вперёд», – рассказывает Сергей Проценко.

В Джабыке горело всё: дома, дворовые постройки. Люди с остатками имущества бежали к электропоезду. В экстремальных условиях машинисты провели посадку и отправились в обратный путь снова через огненную преграду. В Карталы доставили 61 человека. Среди них было 16 детей.

10 июля пожар практически полностью был локализован на всех территориях. Люди начали возвращаться в уцелевшие строения. Их надо было обеспечить электричеством – огонь уничтожил столбы сетей. И здесь железнодорожники не оставили население. Несмотря на решение собственных проблем, используя различные схемы, они организовали электроснабжение с транспортных подстанций. По словам и.о. начальника Магнитогорской дистанции электроснабжения Алексея Павлова, после завершения оценки ущерба продолжатся работы по техническому перевооружению.

Пожар в Запасном и Джабыке уничтожил 46 жилых домов. Лишились крова четыре железнодорожника. Но их беда стала общей. Сейчас на ЮУЖД через Благотворительный фонд «Почёт» организован сбор помощи пострадавшим. Материальная поддержка поступит от Центральной дирекции инфраструктуры. Неработающим пенсионерам уже помог Межрегиональный координационный совет ветеранов.

Автор: Евгения Мусихина