Острый слух и зоркий глаз Железнодорожник Поволжья

Острый слух и зоркий глаз

Алексей Мурзаков, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Астрахань

Осмотрщик-ремонтник вагонов Алексей Мурзаков обнаружил десятки трудновыявляемых дефектов

В I полугодии текущего года по числу обнаруженных трудновыявляемых неисправностей вагонов среди сотрудников эксплуатационного вагонного депо Астрахань (ВЧДЭ-10) лидирует осмотрщик-ремонт­ник вагонов Алексей Мурзаков.

На работу в эксплуатационное вагонное депо Астрахань Алексей Мурзаков устроился в октябре 2004 года. Начинал, как и многие его коллеги, с должности слесаря по ремонту подвижного состава.

– Я получил высшее экономическое образование, но спустя время понял: стабильность может быть только на железной дороге. По ней всегда будут ездить поезда, а значит, найдётся занятие, приносящее постоянный доход. Поэтому и выбрал стальную магистраль в качестве места работы, – рассказывает Алексей Мурзаков.

На ПТО Астрахань-2, когда Мурзаков перешёл в осмотрщи­ки-ремонтники вагонов (ОРВ), его наставником стал Олег Каталевский. Сегодня он возглавляет эксплуатационное вагонное депо Астрахань. Свои первые шаги в профессии Алексей Николаевич вспоминает с большим уважением к нынешнему руководителю. Оба на тот момент были молодыми специалистами. Можно сказать, что стажёр и наставник учились вместе, помогали друг другу.

Как утверждает Алексей Мурзаков, при обслуживании вагонов он не использует каких-либо дополнительных приспособлений. Считает, что обычного комплекта инструментов достаточно.

Внимательность и опыт приносят свои плоды. По словам главного инженера эксплуатационного вагонного депо Астрахань Андрея Пасечниченко, в числе деталей, на которых в прошлом году Алексей Мурзаков обнаружил трудновыявляемые дефекты, – 32 боковые рамы и надрессорная балка. С начала 2021 года осмотрщик-ремонтник выявил девять дефектных боковых рам. За сухими цифрами статистики скрываются предотвращённые нарушения безопасности движения поездов.

При встрече поездов с ходу осмотрщики-ремонтники вагонов особое внимание обращают на состояние колёсных пар, букс, автотормозов, предохранительных устройств и надёжность крепления деталей. Такой осмотр прибывающих в парк поездов позволяет обнаружить неисправности, которые после остановки состава могут остаться незамеченными.

– Однажды я осматривал вагоны проходящего пассажирского поезда и в грохоте колёс услышал странное пощёлкивание, а также увидел искры. Это было явным признаком дефекта. В чём конкретно заключалась проблема, на тот момент было непонятно, но сам факт неисправности не вызывал сомнений, – поясняет Мурзаков.

Поезд экстренно остановили. Это, возможно, предотвратило чрезвычайную ситуацию на железной дороге.

Несколько месяцев назад Алексей Николаевич перешёл работать в смену Фёдора Мореходова. Здесь железнодорожник проявил себя в качестве рационализатора, предложив способ облегчить труд вагонников.

– В процессе безотцепочного ремонта нередко нужно заменить валик подвески тормозного башмака грузового вагона. Раньше это приходилось делать под вагоном без выкатки тележки с использованием молотка и выколотки. Это было травмоопасно и неудобно. К тому же данная технологическая операция требовала больших физических усилий и выполнялась двумя работниками. Совместно с Фёдором Мореходовым мы предложили изготовить приспособление, которое позволяет осмотрщику осуществить её в одиночку и без использования молотка и выколотки, – рассказывает Мурзаков.

Полученный за время работы опыт Алексей Николаевич передаёт молодёжи. Ученики «подросли» и уже соперничают с учителем в профессиональном мастерстве. Так, осмотрщик-ремонтник вагонов Радмир Умиржанов успешно выявляет неисправные буксовые узлы. Работая в разных сменах, они соревнуются по количеству обнаруженных в вагонах дефектов. Другой ученик Мурзакова, отработавший в депо всего около трёх лет, осмотрщик-ремонтник вагонов Валерий Хамбилов, обнаруживает поломки не хуже коллег с куда более солидным стажем.

– Ответственное отношение к делу и добросовестный труд Алексея Николаевича не раз отмечены различными профес­сиональными наградами, – рассказывает заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Астрахань по кадрам и социальным вопросам Анжела Батыргалиева. – Среди его последних поощрений – благодарность начальника Центральной дирекции инфраструктуры. Она была вручена в феврале.

Как признаётся Алексей Мурзаков, за годы работа осмотрщика-ремонтника не наскучила. Подвижной состав меняется, предъявляются новые требования к его обслуживанию. Но неизменными остаются бдительность и принципиальность при выполнении должностных обязанностей. С ними железнодорожник справляется безукоризненно.

Автор: Наталья Харина