В пяти метрах от беды Призыв

В пяти метрах от беды

Еркебулан Башбаев и Асет Жаркенов, Бригада эксплуатационного локомотивного депо Орск

Бдительность железнодорожников помогла избежать серьёзных повреждений инфраструктуры и локомотива

Бригада эксплуатационного локомотивного депо Орск в составе машиниста Еркебулана Башбаева и его помощника Асета Жаркенова, проезжая 9 июня по перегону Сакмарская – ОП 201 километр, обнаружила повреждение контактной сети и тем самым предотвратила более серьёзные последствия.

В тот день железнодорожники вели грузовой состав весом 4,5 тысячи тонн до станции Оренбург. В пути локомотивщики находились около шести часов.

– Всё это время, как и положено по инструкции, внимательно наблюдали за состоянием объектов инфраструктуры и проходящими мимо поездами. Всё было нормально, поездка проходила в штатном режиме, отклонений нигде не заметили, – рассказывает машинист Еркебулан Башбаев.

До Оренбурга оставалось примерно 20 километров. Когда въехали на перегон Сакмарская – ОП 201 километр, уже было темно – примерно 23 часа 30 минут по местному времени. Машинист, подъезжая к обгонному пункту, предусмотрительно сбросил скорость до 45 километров в час.

– Участок прямой. Несмотря на тёмное время суток, видимость в свете локомотивного прожектора была отличная. Мы спокойно двигались по перегону. В общем, никаких признаков, предвещающих ЧП. И вдруг впереди луч выхватил из темноты повреждение контактной сети, которое я и мой помощник Асет увидели одновременно. Что там конкретно произошло, было не разобрать, но находилось оно в габарите прямо по ходу движения поезда, – продолжает востанавливать события той ночи Еркебулан Башбаев.

По подсчётам нашего собеседника, до места ЧП оставалось примерно 250 метров и с каждой секундой расстояние стремительно сокращалось. Времени на раздумье у локомотивной бригады уже не было, и на принятие решения оставались секунды.

– Выход в данной ситуации один – экстренное торможение. Что я и сделал. Скорость начала падать, но сами понимаете, что остановить поезд весом 4,5 тысячи тонн сразу невозможно. Всё, что предписано на этот случай инструкцией, выполнили, а остальное зависело уже от техники, и нам ничего не оставалось, кроме как ждать и надеяться на благоприятный исход. Где-то в глубине души теплилась надежда, что всё обойдётся, – вспоминает машинист.

Действительно, локомотивной бригаде в этом случае повезло, и электровоз замер примерно в пяти метрах от места ЧП. Машинист и его помощник облегчённо вздохнули: столкновения удалось избежать. Башбаев связался с дежурным по станции Сакмарская и поездным диспетчером, доложил о причине остановки и вкратце обрисовал ситуацию. Также предупредил об остановке локомотивные бригады, едущие в попутном и встречном направлениях. После этого машинист оставил в кабине электровоза помощника, а сам отправился осматривать место чрезвычайного происшествия. Он сразу понял, что всё очень серьёзно, а последствия могли быть самые непредсказуемые. Башбаев для верности сделал на телефон несколько снимков.

– Потом начал тщательно анализировать ситуацию. Честно говоря, был в лёгком шоке после того, как сопоставил факты. Мы остановились в пяти метрах от беды. Выходило, что при ином раскладе всё могло закончиться печально. Представляете, самое страшное было в том, что вся эта повреждённая конструкция находилась не просто в габарите пути, а висела точно на уровне лобового стекла кабины электровоза. А если бы мы двигались с установленной скоростью или промедлили с применением экстренного торможения хотя бы на несколько секунд? Естественно, что вся эта конструкция, к тому же находящаяся под напряжением, разбив стёкла, оказалась бы в кабине, – продолжает мой собеседник.

Через некоторое время к месту остановки грузового поезда прибыла аварийная бригада энергетиков. Её руководитель совместно с машинистом электровоза ещё раз осмотрели место происшествия. Потом комиссия в акте напишет, что нарушение габарита контактной подвески произошло из-за разрушения кронштейна консоли в средней части с последующим провисанием фиксатора ниже контактного провода. Примерно через час аварийно-восстановительные работы были завершены. Электровоз с опущенным токоприёмником проехал опасный участок, и локомотивная бригада без происшествий добралась до станции Оренбург. По приезде в локомотивное депо всё, что произошло в пути следования, Башбаев отразил в книге замечаний машиниста.

Поступок локомотивной бригады не остался незамеченным. От руководства Оренбургской дистанции электроснабжения было направлено письмо на имя начальника эксплуатационного локомотивного депо Орск с просьбой от лица коллектива энергетиков предприятия объявить благодарность машинисту Еркебулану Башбаеву за профессиональные действия.

– Между прочим, с подобными неисправностями контактной сети сталкиваемся далеко не первый раз. К счастью, всегда вовремя замечаем их и своевременно принимаем меры для остановки поезда. К примеру, в марте этого года случилось нечто похожее. В тот день был сильный буран, но тем не менее смогли увидеть контактный провод, который болтался на ветру примерно в метре от рельсовой колеи, – рассказывает Еркебулан.

Башбаев в локомотивном депо на хорошем счету. Железнодорожником решил стать ещё в школе. После окончания одиннадцатого класса поступил в Орске в профильное училище в группу помощников машиниста. В 2004 году устроился на работу в эксплуатационное локомотивное депо Орск. Затем была учёба в дортехшколе, и вот уже 10 лет он самостоятельно водит поезда. Вместе с помощником Асетом Жаркеновым ездит второй год.

– За годы работы на железной дороге твёрдо усвоил одно непреложное правило: надо быть всегда предельно собранным, внимательным и бдительным. Бывает и так, что обстоятельства отводят на принятие решения секунды. И этот случай тому яркое подтверждение, – заключает железнодорожник.

Автор: Вячеслав Чеботько