Принцип восстановителя
Юрий Смотров, начальник восстановительного поезда станции Кизляр дирекции аварийно-восстановительных средствЮрий Смотров награждён именными часами начальника СКЖД
Официальная формулировка к его награде гласит: «За добросовестный труд на железнодорожном транспорте, высокий профессионализм и проявленную инициативу при выполнении производственных заданий». За 25 лет работы в восстановительном хозяйстве СКЖД таких заданий у команды Юрия Смотрова было много.
– Никогда не думал, что буду железнодорожником. Но уже практически 30 лет, как я тружусь в этой отрасли. Да ещё занимаюсь таким серьёзным, интересным делом, как восстановление. Окончил я Дагестанский политехнический институт по специализации «Инженер-механик» и немногим более 10 лет проработал в строительной сфере, за эти годы освоив многие виды техники, в том числе подъёмные краны. Видимо, именно на это и обратил внимание тогдашний начальник Кизлярского подотдела Грозненского отделения СКЖД Юрий Рябочкин, к которому я пришёл в 1994 году с просьбой помочь в трудоустройстве в Кизляре, поближе к дому, – рассказывает Юрий Смотров.
За два года до этого он устроился в локомотивное депо Гудермес, прошёл обучение на помощника машиниста, работал сначала в грузовом, а затем в пассажирском движении. Водил поезда от Артезиана до Астрахани. Предложения стать заместителем начальника восстановительного поезда Кизляр от руководства подотдела Юрий не ожидал, но с радостью принял. А когда, приехав на новое место работы, увидел большое хозяйство, много специальной техники, понял: впереди его ждёт интересное и ответственное дело. Спустя ещё полгода его назначили начальником восстановительного поезда Кизляр.
– Поскольку у меня был уже серьёзный опыт работы с подъёмными кранами, то технологию восстановительного дела я освоил без особых проблем. Здесь была похожая техника, только на железнодорожном ходу и, конечно, большей мощности. Опытные восстановители помогали мне понять важные нюансы. Сейчас уже все они на пенсии, отличные работники и прекрасные люди, – вспоминает Юрий Смотров свой первый коллектив поезда.
При ликвидации одного из сходов он обратил внимание на бульдозериста Ивана Фисенко. Бывший десантник, грамотный работник, он в коллективе был лидером. Казалось, Иван владеет всеми видами техники – и кранами, и тракторами. Юрий предложил ему стать заместителем начальника поезда.
– Когда ты трудишься в одной команде на месте схода или другой ЧС, то очень важно чувствовать надёжное плечо. Здесь важны как личные качества работника, так и его знания и опыт. В этом я уверен до сих пор. Вместе с Иваном мы потом успешно проработали много лет и никогда не подводили друг друга, – говорит руководитель.
Особый опыт восстановления пришёл к нему во время первой войны в Чеченской республике. Он вспоминает: участок Кизляр – Червлённая-Узловая принимал тогда грузы со стороны Астрахани, которые нужно было доставлять в Чечню и Дагестан. В этот период боевики активно пытались взрывать поезда, и коллективу поезда приходилось часто выезжать на восстановительные работы. Смотров помнит случай, когда на перегоне Бороздиновская – Каргалинская были подорваны 7 цистерн. Чтобы дать возможность путейцам отремонтировать путь, восстановители поднимали и растаскивали вагоны под прикрытием стрелков ведомственной охраны. Позже, в 1997 году, в связи с боевыми действиями на территории Чеченской Республики, была построена новая железнодорожная линия в обход территории, где шла война, от станции Кизляр до станции Сулак (Махачкалинского отделения СКЖД).
Всякое бывало в его профессиональной практике. Военные действия вскоре прекратились, в регионе наступила стабильность, но ЧС продолжали происходить и из-за техногенных факторов, и по причине природных катаклизмов.
Юрий вспоминает, как в сентябре 2009 года на перегоне Кизилюрт – Шамхал Махачкалинского отделения СКЖД сошли с рельсов восемь вагонов грузового поезда и секция локомотива. Три вагона упали на бок, ещё пять и тепловоз устояли на колёсах.
В сошедшем подвижном составе перевозили стальные сварные трубы метрового диаметра.
Причиной схода стали обильные осадки, не прекращавшиеся более суток. По официальной информации, тогда из-за дождя переполнились водохранилище и канал им. Октябрьской революции, что привело к прорыву дамбы. Одновременно с этим с гор сошло несколько селевых потоков. Вода и селевая масса вышли на расположенные вблизи железнодорожные пути.
В результате ЧП было повреждено 150–200 м железнодорожного полотна. Спустя два часа после схода непострадавшую хвостовую часть поезда из 42 вагонов вывели с перегона на станцию Кизилюрт. Затем на место событий прибыли восстановительные поезда из Гудермеса, Махачкалы и Кизляра, однако из-за продолжающей прибывать воды вести работы было крайне сложно.
– В общем-то нам всем тогда очень повезло, потому что по этому участку незадолго перед упавшим грузовым успел без каких-либо повреждений пройти пассажирский поезд, и люди не пострадали. Двое суток наш коллектив вместе с коллегами из других поездов работал без отдыха, под проливным дождём. Все выстояли, каждого участника работ я поблагодарил, – вспоминает начальник поезда.
Конечно, если говорить об условиях, то сегодня им работать гораздо проще, чем раньше: в арсенале поезда больше техники, да и мощность у неё ощутимо выросла. А вот участок, который простирается до Астрахани и частично в Калмыкии – конечно, был и остаётся непростым. Постоянные беды тут – обилие песка и песчаные бури, которые буквально засыпают всё железнодорожное полотно, а также высокий уровень температуры воздуха летом. Участок однопутный, всё это создаёт сложности при восстановительных работах.
Начальник поезда вспоминает ситуацию, когда на 227-м км перегона разъезд № 11 – разъезд Белое Озеро Махачкалинского региона СКЖД из-за высокой температуры воздуха (до 45 градусов) произошёл выброс пути, который повлёк сход 4 хвостовых порожних вагонов всеми колёсными парами, без опрокидывания. Около 500 м железнодорожного пути были тогда повреждены. Поступил приказ восстановительному поезду Кизляр выдвинуться к месту событий. При ликвидации последствий этой ЧС, по мнению Юрия Смотрова, самым сложным было подобраться к вагонам. Дорога однопутная, краном на железнодорожном ходу не подъедешь, приходилось работать с гидравликой.
– Я приехал на автомобиле «Урал», который у нас тоже снабжён кранами для подъёма вагонов и тепловозов. Позже подъехали восстановители с Астрахани. С помощью гидравлического оборудования вагоны были установлены на путь и убраны с перегона, – поясняет восстановитель.
Очень важно, отмечает начальник поезда, что в этой ситуации сумела себя положительно проявить молодёжь. Для большинства из них это была первая ликвидация последствий аварии. Все отработали чётко и слаженно. Техника, за которую они отвечают, не подвела. Руководитель поблагодарил мастера производственного участка Станислава Папакина, машиниста электростанции Александра Мироненко, помощника машиниста крана Николая Ермолова, машинистов бульдозера Юрия Бокова и Александра Чабанова. Хорошая смена растёт.