Маскировка не удалась Восточно-Сибирский путь

Маскировка не удалась

Александр Артемьевских, осмотрщик-ремонтник Тайшетского эксплуатационного вагонного депо

Александр Артемьевских обнаружил тщательно скрытое нарушение в колёсной паре, угрожающее безопасности движения

Заваренные и закрашенные водильные отверстия в колёсах под подвижным составом – дело на сети дорог известное, хоть и не так часто встречающееся. Распознать такой подлог до того момента, пока колёсный диск не даст трещину в месте концентрации напряжения, крайне сложно. Но, как показала практика, и такие случаи есть, причём для этого нужен не столько огромный опыт, сколько острое зрение и пытливый ум.

Чуть больше месяца назад, в конце одной из ночных смен, Александр Артемьевских работал на станции Анзёби, относящейся к Братскому вагонному участку. Утро в июне приходит рано, поэтому уже прилично взошедшее солнце создавало хорошее освещение для внимательного осмотра деталей тележек и колёсных пар.

В районе шести утра ему предъявили к осмотру 12 вагонов под погрузку. И так совпало, что начал он обработку именно с того полувагона, в котором обнаружился дефект. Внимание привлекло то, что под слоем относительно свежей краски на колесе, которая была нанесена локально, выступал слой старой. Местами это покрытие уже начало трескаться, и одна из таких трещинок вызвала подозрение.

– Зачистил место – и увидел следы запаивания водильных отверстий, аналогичные тем, которые нам показывали на одной из планёрок. У нас на станции Братск тележка с водильными отверстиями стоит в качестве макета для проверки знаний. Сразу пошёл искать такое же отверстие на втором колесе. Получилось это далеко не сразу, но стоило включить дополнительное внимание, как стопроцентно убедился в характере дефекта, – рассказывает молодой осмотрщик-ремонтник вагонов.

Александр отмечает, что далеко не каждый осмотрщик так внимательно будет рассматривать подобные колёса: со стороны они выглядят практически идеально. Только в июле 2020 года они якобы вышли из деповского ремонта. Обода полные, гребня хорошая – сложно заподозрить какой-то изъян. Только вот колёса с водильными глазками изъяли из эксплуатации ещё в 2000 году, после ряда крушений, связанных с разрушением колёс именно в месте этих технологических отверстий.

На ПТО Братск Тайшетского эксплуатационного вагонного депо Александр Артемьевских трудится чуть больше года. А до этого девять лет работал слесарем и осмотрщиком вагонов в компании «Финтранс-ГЛ» на территории Братского лесопромышленного комплекса. Стажировался у старшего осмотрщика-ремонтника вагонов Сергея Рассохи, который передал активному ученику все свои знания.

– Я тогда через каждые две смены брал домой робу стирать, потому что гонял меня Сергей Владимирович конкретно. Заставлял залазить под вагоны, осматривать самые труднодоступные места, – вспоминает Александр Артемьевских.

По словам осмотрщика, большую помощь в его образовании как специалиста по подвижному составу играют и различные профильные объединения в социальных сетях. Это группы вагонников в «ВКонтакте», различные каналы в мессенджерах, видеоблоги на YouTube. Там очень наглядно представлена информация о самых разных дефектах, способах их обнаружения и методах ремонта, что также значительно влияет на развитие культуры безопасности:

– Главное, чтобы работник сам хотел узнавать что-то новое, стремился получить любой возможный опыт, чтобы потом применить его на практике. Я и сам с интересом делюсь информацией и всегда слежу за тем, что выкладывают такие же, как я, энтузиасты на нашей дороге и по всей России.

Как рассказал заместитель начальника депо по эксплуатации Андрей Трунов, Александр Артемьевских с первых дней работы проявлял не только удивительную тягу к знаниям, но и особенную внимательность при обработке вагонов. Это позволило осмотрщику менее чем за год найти три трудновыявляемых дефекта, которые иные работники не могут найти за всю карьеру.

– Как я полагаю, Александру Сергеевичу помогает тот опыт, который он приобрёл ещё до прихода в РЖД, – рассказал Андрей Трунов. – Уже тогда у него появился интерес к подвижному составу. Я лично принимал его на работу в прошлом году – был тогда в должности начальника ПТО Братск. И ещё тогда отметил, что Артемьевских нужно ещё многому научиться в плане теории, но с его желанием работать на результат этот процесс пройдёт легко. Так и получилось. Сегодня мы уже ставим его в пример всем молодым осмотрщикам.
Автор: Александр Богачёв