Строго по графику Куйбышевский железнодорожник

Строго по графику

Елена Соловьёва, начальник отдела графика движения поездов службы движения Куйбышевской дирекции управления движением

Елена Соловьёва награждена знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД»

Железная дорога живёт по одному основному закону, и называется он графиком движения поездов, который обеспечивает взаимодействие в работе участков и направлений, рациональное и эффективное использование технических и технологических возможностей инфраструктуры. На основе нормативного графика движения поездов осуществляется нормирование эксплуатационной работы, от которой зависят экономические результаты. Всю сложность и многогранность процесса составления графика Елена Вячеславовна понимала, когда в 2005 году начала работать технологом отдела разработки графика движения поездов и организации «окон» Куйбышевской железной дороги.

Перед тем как перейти в отдел разработки графика, Елена Соловьёва проработала дежурным по станции Ялга, затем поездным диспетчером Рузаевского отделения Куйбышевской железной дороги. Последние 10 лет она начальник отдела графика движения поездов, а общий стаж её работы на железнодорожном транспорте составляет 30 лет.

На железную дорогу Елена Соловьёва пришла работать по примеру родной тёти, работавшей крановщицей в локомотивном депо Рузаевка.

«Детство моё прошло на железной дороге, – вспоминает Елена Вячеславовна. – Наш дом стоял рядом с Рузаевским отделением Куйбышевской железной дороги, а в школьные годы мне доводилось часто ходить с тётей на её работу в локомотивное депо станции Рузаевка, где меня впечатлили огромные локомотивы, колёсные пары, с которыми родственница ловко управлялась с помощью высокого крана».

Ещё тогда, в детстве, Елена определилась с профессией, после школы решила поступать в Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта, который окончила весьма успешно. Наша героиня признаётся, что все ступени профессионального роста она прошла с большим интересом и благодарна судьбе за правильный выбор жизненного пути.

Не стала исключением и её нынешняя должность. Казалось бы, рутинная работа, требующая большой усидчивости и особенного мышления, но она готова с увлечением рассказывать о ней часами. Конечно, сноровка пришла к ней не сразу. Прошло примерно года три, прежде чем Елена смогла вникнуть во все тонкости составления графика движения поездов.

Не секрет, что у каждого поезда в графике движения своя категория, индивидуальный номер, время отправления, прибытия и маршрут. Составляют расписание поездов работники отдела графика движения поездов, которых в обиходе называют графистами.

«Помимо правил инженерных расчётов и доскональных знаний процессов разработки графика, мы должны знать всё о том, как работает локомотив и устроен вагон, про скорость движения, а также расстояние между станциями, учитывать пропускную способность участков, – говорит Елена Вячеславовна. – Перед составлением нового графика движения поездов перерабатываем и систематизируем колоссальное количество различной информации. Она стекается к нам из всех причастных дирекций и служб».

В отделе графика движения поездов под руководством Елены Соловьёвой работают восемь человек. За каждым из работников закреплён определённый регион с участками дороги. При составлении графика движения технологи-графисты учитывают каждую деталь: время отправления поезда, время в пути, продолжительность остановок, смену часовых поясов, а также технологические «окна» для текущего содержания инфраструктуры.

«График должен быть составлен так, чтобы обеспечить абсолютную безопасность движения», – поясняет Елена Вячеславовна.

Наверняка у многих возникал вопрос, почему поезд отправляется, например, в 15.12 и ни минутой раньше или позже.

«Нюансов в работе очень много, это кропотливый труд, – говорит Елена. – Каждая цифра или буква на графике нанесены не просто так. Всё движение нужно развести, чтобы поезда ехали правильно. Нередко назначаются новые поезда и корректируется расписание уже введённых в график движения, какие-то добавляются, свои заявки подают пассажирские, пригородные компании, центры фирменного транспортного обслуживания. Приходится менять график и расписание всех других поездов. Происходит настоящая цепная реакция».

О том, что поезда – это прежде всего пассажиры, Елена Соловьёва помнит в первую очередь.

«Девиз ОАО «РЖД» «Мы меняемся для вас» – это про нас, – улыбается она. – При составлении графика соблюдаем абсолютно всё, потому что это реальность и живые люди. Мы знаем, например, что пассажирам надо приехать на работу к 8.00 с разных направлений, и изо всех сил стараемся, чтобы все успели. Но всем угодить, конечно, невозможно».

Как только в декабре на дороге вводится новый график движения поездов, как тут же в отделе Елены Соловьёвой начинается разработка нового графика. Уже формируются заявки АО «ФПК», ведётся подготовка нормативной документации, то есть графисты работают на год вперёд.

«Составление графика движения поездов – процесс творческий и очень занимательный, – уверена Елена Вячеславовна. – Решать поездные ребусы со многими вводными данными и разными особенностями интересно. Тут нужен особый склад мышления, пытливый ум. Скучать нам никогда не приходится».

Автор: Александр Савенков