Хранитель Медвежьей Горы Октябрьская магистраль

Хранитель Медвежьей Горы

Сергей Ляшевский, старший осмотрщик-ремонтник вагонов (ОРВ) пункта опробования тормозов на станции Медве-жья Гора вагонного эксплуатационного депо Петрозаводск Октябрьской дирекции инфраструктуры

От опытного вагонника с 30-летним стажем на «железке» не скроется ни один дефект



В ночь с 27 на 28 июня старший осмотрщик-ремонтник вагонов (ОРВ) пункта опробования тормозов на станции Медвежья Гора вагонного эксплуатационного депо Петрозаводск Октябрьской дирекции инфраструктуры Сергей Ляшевский выявил сход тележки грузового вагона. Благодаря его оперативным действиям удалось минимизировать последствия схода. Приказом начальника ОЖД Виктора Голомолзина Сергея Анатольевича наградили благодарственным письмом и премией 20 тыс. руб.

Тогда Сергей Анатольевич заступил в ночную смену с 20.00 до 8.00 утра 28 июня. «Несмот­ря на то, что едва минула полночь, стояла жара – около 26–27 °C! Вдобавок, было хоть и сумеречно, но довольно светло, так как у нас в Карелии ещё длился период белых ночей, а в это время обычно нести железнодорожную службу немного проще, – вспоминает старший осмотрщик. – Но погодные условия на нашу работу не влияют: хоть стужа, хоть ливень – вагонник всегда на посту, ведь мы не имеем права пропустить на инфраструктуру неисправный подвижной состав».

В ту смену он стоял на островке безопасности, встречая поезда сходу. В 6 минут первого на седьмом пути в северной горловине станции на его глазах сошла с пути тележка грузового поезда. «Тяжёлый поезд весом 5117 тонн с 55 хопперами с минеральным удобрением – нефелиновым концентратом – следовал со станции Титан Мурманского региона до станции Пикалёво-II Волховстроевского региона. Он проходил «стрелку» № 55 в нечётной горловине станции, и как раз в этот момент вторая по ходу движения тележка в 41-м из 55 вагонов с головы состава обеими колёсными парами сошла с рельсов», – поясняет мастер пункта опробования тормозов (ПОТ) Медвежья Гора Михаил Лукконен. Так, после прохождения стрелочного перевода левые колёса 3-й и 4-й колёсных пар перекатились через головку рельса, а правые колёса провалились внутрь колеи. «Стрелка» – это вход в кривую, поэтому создаётся дополнительная нагрузка на тележку. Возможно, если бы здесь не было стрелочного перевода, то сход произошёл бы в другом месте», – добавил Михаил Иванович.

В таких ситуациях нужно чётко и быстро действовать строго по регламенту: доложить по рации дежурному по станции о случившемся и требовать остановки поезда. Дежурный сразу докладывает локомотивной бригаде, машинисты применяют экстренное торможение. В итоге с момента схода тележки и до полной остановки состава оказалось повреждено около 37 м железнодорожного полотна: железобетонные шпалы, скрепления.

«Когда происходит нештатная ситуация на станции, последствия всегда касаются многих аспектов: инфраструктуры, подвижного состава, сотрудников и пассажиров. Если бы Сергей Анатольевич не заметил и не среагировал мгновенно, ущерб от схода мог бы быть намного масштабнее, а, соответственно, чем больше инфраструктуры нужно привести в норму, тем больше затрат. Вдобавок, хоппер тяжёлый, он бы мог запросто завалиться на бок и упасть на другие вагоны, стоящие на соседнем пути. А ведь на путях стоят ещё и локомотивы: упади этот хоппер – могли бы пострадать и машины, и даже люди, которые в тот момент находились на путях…», – добавил мастер ПОТ.

Отметим, что Медвежья Гора – это участковая станция, в сутки здесь в среднем проходит около 20 пар грузовых и 6 пар пассажирских поездов, также происходит смена локомотивных бригад и самих локомотивов.

Чтобы устранить последствия схода, сразу обратились к главным помощникам в таких ситуациях – бригаде восстановительного поезда ВП-3014, который базируется как раз на станции Медвежья Гора. Начались манёвры: отцепили хвостовую часть состава, крайним остался сошедший с пути вагон, далее подъехал ВП и с помощью подъёмного оборудования хоппер был поставлен на рельсы, затем его отцепили от состава и отставили на отдельный путь. Основную и хвостовую части объединили, и поезд отправился до станции назначения «в облегчённом» на один вагон варианте. Одиночку уже днём 28 июня увезли отдельным локомотивом в Петрозаводск: здесь в вагонном ремонтном депо провели комиссионный осмотр и отремонтировали тележку. Основной причиной схода признано одномоментное заклинивание фрикционных гасителей колебания второй по ходу движения тележки.

Сергей Ляшевский трудится на железной дороге уже 31 год. «Он наш опытнейший осмотр­щик-ремонтник, поэтому является наставником для молодых специалистов ПОТ: в последние два года у нас обновился штат, и сейчас средний возраст работников составляет 31–32 года», – отметил в беседе с корреспондентом «Октябрьской магистрали» Михаил Лукконен.

Благодаря профессионализму и богатейшему опыту, Сергей Анатольевич находит и трудновыявляемые дефекты. Такими считаются неисправности боковых рам и колёсных пар, например, трещины или сквозные дефекты. «Сейчас не существует оборудования, которое может это выявить во время движения поезда. Их могут обнаружить дефектоскописты или слесари, когда вагоны приходят на ремонт в депо, либо осмотрщики-ремонтники непосредственно «в поле». Им в помощь – специальное оборудование: фонарик, лупа и корщётка, а также слух. Часто необычные звуки при обстукивании узлов говорят о том, что может быть что-то неисправно. Сергей Анатольевич уже нашёл два трудновыявляемых дефекта в нынешнем году – боковой рамы и автосцепного устройства, также выявлял неисправности буксы по внешним признакам, а это говорит о том, что он – мастер своего дела и обладатель зоркого, намётанного глаза», – подвёл итог Михаил Лукконен.

Автор: Ольга Беляева