Награды не нашли героев Восточно-Сибирский путь

Награды не нашли героев

Константин Гранат, машинист эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ

Константин Гранат обнаружил излом рельса, который мог привести к наихудшим последствиям

Случилось это на одном из перегонов Забайкальского края. Причём случай имел место ещё в прошлом году. Так почему мы решили рассказать о нём только сейчас? На это есть причины, о которых далее.

А пока вернёмся в тот июльский день 2020 года, когда в районе перегона Новопавловка – Хохотуй двигался грузовой состав № 2050 под управлением машиниста Константина Граната и его помощника Доржея Архипова. Стоит отметить, что потомственный железнодорожник Константин Васильевич – машинист опытный. Он отдал магистрали более 20 лет.

По словам нашего собеседника, в жизни машиниста было много происшествий. Но с изломом рельса он столкнулся впервые за все эти годы.

– При приближении к станции загорелся красный сигнал светофора. Я остановился, выждал, узнал обстановку. Дежурная сообщила, что путь свободен. Однако светофор продолжал гореть красным огнём. И лишь спустя несколько минут наконец загорелся зелёный, – вспоминает Константин Гранат. – Согласно правилам, я тут же приступил к регламенту «Красная точка». В этот момент и заметил разрыв, или, как правильнее говорится, излом 800-метровой плети. Причём излом именно рельса, а не стыка.

По словам нашего собеседника, это явление достаточно необычное.

– Скорость на тот момент у нас была небольшая – 15–20 км/ч. Остановил состав и сообщил о ЧП дежурному по станции, – вспоминает Гранат. – Ну а дальше – всё по установленным правилам. Прибыла бригада путейцев, скрепила рельс струбцинами. После этого мы прошли опасный участок с ограничением скорости. Прибыв в депо, сделал запись о происшествии в книге замечаний.

О том, что было бы, если бы Константин не заметил излом, машинист рассуждать не хочет.

– Всё что угодно могло произойти. Могли и мы на бок лечь. А мог и следующий за нами пассажирский состав, – говорит он.

Так что острый глаз и, самое главное, высокий профессионализм машиниста помогли предотвратить тяжёлые последствия. Именно это и было отмечено в рапорте машиниста-инструктора ТЧЭ-7 Алексея Добеева.

Думаем, что стоит привести выдержки из этого рапорта: «В сутках 16 июля 2020 года при следовании с поездом № 2050 локомотивной бригадой в составе машиниста Константина Граната и помощника машиниста Доржея Архипова был предотвращён сход подвижного состава. При выполнении регламента «Красная точка», остановившись на 5852-м км, бригада произвела осмотр рельсовых стыков. Был выявлен излом рельса, о чём немедленно было доложено дежурному по станции Хохотуй… Путем грамотных и правильных действий локомотивной бригады были предотвращены тяжёлые последствия в безопасности движения поездов».

Как видим, всё было очень серьёзно. Поэтому вполне справедливы слова в конце рапорта, где машинист-инструктор просит рассмотреть возможность поощрения локомотивной бригады за проявленную бдительность.

Вот тут-то мы и переходим к тому, с чего начали: почему мы вдруг вспомнили эту историю годичной давности? А всё очень просто. Никакого поощрения локомотивная бригада так до сих пор и не получила. На наш вопрос, почему так произошло, Константин Гранат ответил, что сам не поймёт, что произошло. Документы были собраны, затем, как его уверили, их передали в Иркутск, после чего они должны были уйти в Москву.

В ТЧЭ-7 нам сообщили, что все документы на поощрение Граната и Архипова были действительно собраны и высланы в Дирекцию тяги. А вот что случилось дальше – полная загадка.

Навряд ли был получен отказ: машинист и его помощник всё-таки совершили важное дело, предотвратив сход состава. Поэтому смеем предположить, что документы просто затерялись среди вороха бумаг. Будем надеяться, что после этой публикации люди, ответственные за пересылку документов, внимательно осмотрят архивы и найдут тот самый рапорт о поощрении.

Автор: Леонид Актинов