Знаток путейской науки Звезда

Знаток путейской науки

Олег Поляков, дорожный мастер Армавирской дистанции пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры

Олег Поляков приказом генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» награждён знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД»



Когда после окончания школы перед Олегом встал выбор – кем быть, он раздумывал над двумя вариантами.

– У меня в то время был хороший товарищ, с которым вместе росли, и он агитировал поступать в военное инженерно-строительное училище, – вспоминает дорожный мастер. – А мой дедушка долгие годы работал путейцем на Смоленском отделении Московской дороги. Когда летом я приезжал к нему на каникулы, то видел, где и как он работает, мне всё это понравилось, было интересно.

И вот получилось так, что юноша отправился в Ленинград поступать в военное училище, но в последний момент всё же решил пойти по стопам деда и взял курс на Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Забрал уже поданные документы из военного вуза и пошёл учиться на железнодорожника. И ни разу не пожалел о сделанном выборе.

Непосредственное знакомство с железнодорожной отраслью состоялось уже через полтора года, когда летом 1984 года он отправился на практику на БАМ.

– После второго курса у нас набирали строительные отряды, и я решил попробовать поехать посмотреть, что это за знаменитая всесоюзная стройка, – рассказывает Поляков. – Было интересно испытать себя, применить на практике свои первые путейские навыки. На место добирались через Иркутск самолётом, а работали недалеко от Северобайкальска, в районе Байкальского тоннеля.

Он считает, что БАМ – грандиозное явление не только в отечественной, но и в мировой истории. Протяжённость магистрали – более 4 тыс.км, большая часть пути проходит по непроходимой, необитаемой местности, враждебной человеку. Вокруг по-настоящему дикая природа. Но при этом для многих строителей, БАМ – это романтика. Достаточно представить себе все эти удивительные пейзажи от озера Байкал до реки Амур и портов Тихого океана.

Впечатления от той трёхмесячной поездки Олег сохранил на всю жизнь и до сих пор восхищается таёжными красотами Сибири, бескрайними просторами Байкала. Там же он узнал о коварстве вечной мерзлоты.

– Мы там при строительстве вплотную с ней столкнулись, – говорит дорожный мастер. – Казалось бы, навечно замёрзший несмотря на лето, грунт – земля, камни, но стоит его тронуть начинает оттаивать, раскисать, проваливаться, образуются чуть ли не болота. Словом, я в этой поездке набрался немало путейского опыта, увидел, как строят в тайге железную дорогу.

Более половины БАМа проходит в зоне вечной мерзлоты. Он пересекает 11 крупных рек, а также большое количество горных хребтов. На всём протяжении магистрали расположено более двух тысяч больших и совсем маленьких мостов, поэтому среди строителей ходила шутка, что БАМ – это мосты, соединенные дорогами.

Ещё одним ярким воспоминанием о бамовском лете стало пребывание в интернациональном студенческом отряде. Плечом к плечу там работали ребята-студенты из ГДР, Польши, Венгрии, Чехословакии, Кубы. В строительстве Байкало-Амурской магистрали принимали участие люди 70 национальностей, а всего в разные годы здесь работало до двух миллионов человек.

Снова в эти края он попал уже после 4-го курса. При распределении производственной практики выбрал работу на востоке страны. И снова Северобайкальск, но на этот раз он уже был бригадиром в студенческом отряде.

После окончания института около пяти лет по распределению отработал в Московской области дорожным мастером, начальником участка, а затем вернулся на родину и начал трудиться в Невинномысской дистанции пути мостовым обходчиком. Затем мастером и бригадиром, инженером и начальником участка.

– У нас путь проходит в непростых условиях предгорий, – говорит Олег Поляков. – Когда я начал работать дорожным мастером земляного полотна, у меня было 96 участков с деформациями. Это очень много. За годы работы удалось снизить это огромное количество всего до 12 участков, и улучшение ситуации продолжается.

В 2002 году он участвовал в устранении последствий наводнения в Ставропольском крае, в сложнейших условиях обеспечивал движение поездов, оперативно принимал меры к экстренной ликвидации последствий стихийного бедствия.

– Тогда у нас в Невинномысске смыло все мосты, кроме железнодорожного, – вспоминает он. – Наш удалось отстоять, мы постоянно его укрепляли. Во время этого паводка мы работали практически месяц круглосуточно, без выходных, лишь менялись смены. В результате места, где у нас были размывы земляного полотна и верхнего строения пути, а это шесть участков на ветке Зеленчук – Джегута вдоль реки, удавалось довольно быстро восстанавливать. Практически движение было открыто спустя сутки после наводнения. Все работали ответственно.

Другим ярким событием на его трудовом пути стала подготовка к олимпиаде в Сочи. Начиная с 2012 года, Поляков с коллегами регулярно ездили в командировки на побережье, готовил инфраструктуру к главному спортивному празднику.

– Во время самой олимпиады, я руководил аварийно-восстановительной бригадой на станции Лазаревская, – вспоминает он. – А что касается подготовки, то работали по всему побережью от Туапсе до Адлера. Путевой комплекс должен был пропустить увеличенный поток поездов. Работали с мостами, водопропускными трубами, другими сооружениями. Было непросто, но интересно, и особенно приятно было осознавать, что в успешном транспортном обеспечении такого события, есть и частица собственного труда.

Олег Поляков продолжает трудиться дорожным мастером Армавирской дистанции пути. Только за последние три года под его непосредственным руководством проводились многочисленные работы по очистке: нагорных канав – 231 км, железобетонных кюветов – 203 км, железобетонных лотков от заиливания и мусора – 12 км, полосы отвода от порубочных остатков – 2,3 га, кюветов – 480 м3.

Также была выполнена срезка и планировка обочин земляного полотна – 519 м2, ремонт бетонных лотков – 813 м2, механизированное скашивание травы в кюветах и канавах – 1248504 м2, очистка русел от растительности – 6456 м2, обработка кюветов, канав гербицидами – 30 га, окос полосы отвода от нежелательной растительности – 27 га.

По мнению руководства Армавирской дистанции пути, Олег Поляков человек спокойный и уравновешенный, но настойчивый в достижении поставленных целей. Имея богатый опыт работы, много внимания уделяет вопросам личной самоподготовки и пользуется заслуженным авторитетом в коллективе.

Автор: Игорь Евдокимов