Неслучайная находка
Александр Лотов, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо НовокузнецкМашинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Новокузнецк Александр Лотов в начале июня выявил дефект пути. Обнаружить неисправность помогли профессиональная бдительность и летняя жара.
В тот день железнодорожники следовали по перегону Артышта II – Томусинская. Длинная цепочка гружёных углем вагонов остановилась на первом пути блокпоста 51 км. Локомотивная бригада ждала, когда состав смогут принять на следующей станции.
– Без дела, конечно, не сидели, – рассказывает Александр Лотов. – Как положено по инструкции, сначала мой помощник Кирилл Новосёлов осмотрел механическую часть локомотива. А по истечении пяти минут на осмотр вышел я сам.
Без системы кондиционирования кабина электровоза ВЛ10 «закипала» от жары, и оказаться на свежем воздухе машинисту было только в радость. Локомотив не вызвал нареканий, поэтому железнодорожник пошёл дальше – вдоль пути по ходу движения. Спустя метров 30 его внимание привлекла внешняя стыковая накладка на правой рельсовой нити.
– Ничего особенно в ней не было – не кривая и не косая. Но между болтовыми соединениями виднелась трещина длиной один-два миллиметра, – говорит машинист. – Посмотрел с внутренней стороны рельса – там накладка целая. Сфотографировал дефект, зафиксировал на видео и передал информацию дежурному по станции. По приезде в депо оформил запись в «Книге замечаний машиниста».
Повреждение стыковой накладки – не настолько серьёзный дефект, чтобы останавливать движение. Его не сравнить, например, с лопнувшим рельсом. Но именно своевременное выявление мелких дефектов позволяет поддерживать высокий уровень безопасности на железной дороге, уверен работник магистрали. Это мнение разделяет и руководство депо: за проявленную бдительность локомотивную бригаду поощрили премией. А стыковую накладку заменили в короткие сроки.
По статистике эксплуатационного локомотивного депо Новокузнецк, Александр Лотов входит в пятёрку лучших работников по степени активности с «Книгой замечаний машиниста». Только в этом году он сделал более 100 записей. Часто записи объясняют, почему в пути снижается техническая скорость – один из показателей, по которым оценивают работу локомотивной бригады. Реже замечания связаны с состоянием инфраструктуры. А вот дефект пути Александр Владимирович заметил впервые.
– Самый неординарный случай в моей практике произошёл года три-четыре назад. На тот момент я работал в должности машиниста около двух лет. Сработал датчик КТСМ (автоматизированная система контроля подвижного состава на ходу поезда), но нагревания не выявили. Понимая неоднозначность ситуации, я стал тщательнее осматривать вагон, – вспоминает железнодорожник. – В результате, заметил сдвиг корпуса буксы колёсной пары. Это серьёзный дефект, который может привести к крушению.
Когда на перегон прибыли представители вагонного хозяйства, они поставили на колёсную пару стяжку и сопровождали состав. На сниженной скорости поезд вытянули на ближайшую станцию. Взаимодействие смежных служб, отмечает Александр Лотов, важный аспект работы машиниста. Он же и самый сложный, ведь именно локомотив находится в центре внимания всех подразделений. От слаженности действий железнодорожников зависит и конечный результат – доставка грузов, и показатели конкретной локомотивной бригады.
– Хорошо, что я тогда обнаружил сдвиг корпуса буксы, а мог бы просто проверить нагрев и поехать дальше. Не известно, к каким бы последствиям это привело, – говорит работник магистрали. – Если коллеги спрашивают, с чем приходится сталкиваться в пути следования, я делюсь этой историей. Она очень показательная, на мой взгляд.
Александр Лотов убеждён, что для машиниста каждая поездка особенная и приносит новый опыт. В этом плане железную дорогу невозможно сравнить с автомобильной трассой, где водитель со временем может запомнить каждую яму и наловчиться их объезжать. Поезд каждый раз ведёт себя по-новому, и нужно сохранять концентрацию, чтобы провести его «от точки до точки».
– На дорогу я пришёл в июле 2011 года, а перед этим два года отработал в шахте. Решение сменить сферу длительности я принял после общения с будущим тестем, который на тот момент трудился машинистом. Получил профильное образование, устроился на магистраль и до сих пор ни разу не пожалел о своём выборе. Меня всё устраивает, – поделился Александр Лотов. – Здесь нет рутинной работы. Главное – не останавливаться в профессиональном развитии, изучать новые документы, сохранять бдительность, от которой зависит безопасность движения.