Неслучайная находка Транссиб

Неслучайная находка

Александр Лотов, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Новокузнецк

Новокузнецкий машинист при осмотре состава обнаружил повреждение стыковой накладки рельсовой нити

Машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Новокузнецк Александр Лотов в начале июня выявил дефект пути. Обнаружить неисправность помогли профессиональная бдительность и летняя жара.

В тот день железнодорожники следовали по перегону Артышта II – Томусинская. Длинная цепочка гружёных углем вагонов остановилась на первом пути блокпоста 51 км. Локомотивная бригада ждала, когда состав смогут принять на следующей станции.

– Без дела, конечно, не сидели, – рассказывает Александр Лотов. – Как положено по инструкции, сначала мой помощник Кирилл Новосёлов осмотрел механическую часть локомотива. А по истечении пяти минут на осмотр вышел я сам.

Без системы кондиционирования кабина электровоза ВЛ10 «закипала» от жары, и оказаться на свежем воздухе машинисту было только в радость. Локомотив не вызвал нареканий, поэтому железнодорожник пошёл дальше – вдоль пути по ходу движения. Спустя метров 30 его внимание привлекла внешняя стыковая накладка на правой рельсовой нити.

– Ничего особенно в ней не было – не кривая и не косая. Но между болтовыми соединениями виднелась трещина длиной один-два миллиметра, – говорит машинист. – Посмотрел с внутренней стороны рельса – там накладка целая. Сфотографировал дефект, зафиксировал на видео и передал информацию дежурному по станции. По приезде в депо оформил запись в «Книге замечаний машиниста».

Повреждение стыковой накладки – не настолько серьёзный дефект, чтобы останавливать движение. Его не сравнить, например, с лопнувшим рельсом. Но именно своевременное выявление мелких дефектов позволяет поддерживать высокий уровень безопасности на железной дороге, уверен работник магистрали. Это мнение разделяет и руководство депо: за проявленную бдительность локомотивную бригаду поощрили премией. А стыковую накладку заменили в короткие сроки.

По статистике эксплуатационного локомотивного депо Новокузнецк, Александр Лотов входит в пятёрку лучших работников по степени активности с «Книгой замечаний машиниста». Только в этом году он сделал более 100 записей. Часто записи объясняют, почему в пути снижается техническая скорость – один из показателей, по которым оценивают работу локомотивной бригады. Реже замечания связаны с состоянием инфраструктуры. А вот дефект пути Александр Владимирович заметил впервые.

– Самый неординарный случай в моей практике произошёл года три-четыре назад. На тот момент я работал в должности машиниста около двух лет. Сработал датчик КТСМ (автоматизированная система контроля подвижного состава на ходу поезда), но нагревания не выявили. Понимая неоднозначность ситуации, я стал тщательнее осматривать вагон, – вспоминает железнодорожник. – В результате, заметил сдвиг корпуса буксы колёсной пары. Это серьёзный дефект, который может привести к крушению.

Когда на перегон прибыли представители вагонного хозяйства, они поставили на колёсную пару стяжку и сопровождали состав. На сниженной скорости поезд вытянули на ближайшую станцию. Взаимодействие смежных служб, отмечает Александр Лотов, важный аспект работы машиниста. Он же и самый сложный, ведь именно локомотив находится в центре внимания всех подразделений. От слаженности действий железнодорожников зависит и конечный результат – доставка грузов, и показатели конкретной локомотивной бригады.

– Хорошо, что я тогда обнаружил сдвиг корпуса буксы, а мог бы просто проверить нагрев и поехать дальше. Не известно, к каким бы последствиям это привело, – говорит работник магистрали. – Если коллеги спрашивают, с чем приходится сталкиваться в пути следования, я делюсь этой историей. Она очень показательная, на мой взгляд.

Александр Лотов убеждён, что для машиниста каждая поездка особенная и приносит новый опыт. В этом плане железную дорогу невозможно сравнить с автомобильной трассой, где водитель со временем может запомнить каждую яму и наловчиться их объезжать. Поезд каждый раз ведёт себя по-новому, и нужно сохранять концентрацию, чтобы провести его «от точки до точки».

– На дорогу я пришёл в июле 2011 года, а перед этим два года отработал в шахте. Решение сменить сферу длительности я принял после общения с будущим тестем, который на тот момент трудился машинистом. Получил профильное образование, устроился на магистраль и до сих пор ни разу не пожалел о своём выборе. Меня всё устраивает, – поделился Александр Лотов. – Здесь нет рутинной работы. Главное – не останавливаться в профессиональном развитии, изучать новые документы, сохранять бдительность, от которой зависит безопасность движения.

Автор: Дарья Доротова