Дальневосточная магистраль

Камень столкновения

Антон Метелин, Николай Виноградов и Александр Микрюков, машинист, помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Советская Гавань и машинист крана восстановительного поезда станции Советская Гавань

Безошибочные действия экипажа локомотива позволили избежать наезда состава на упавший на рельсы валун

Антон-Метелин_ДП.jpg  Николай-Виноградов_ДП.jpg  Александр-Микрюков_ДП.jpg

Все участники этой истории считали, что они просто выполняли свою работу, и ничего такого героического не сделали. Но в итоге все вместе они смогли предотвратить трагедию и в кратчайшие сроки ликвидировали препятствие для движения поездов, возникшее 5 августа на перегоне Чепсары – Усть-Орочи. На пути упал огромный камень. Локомотив под управлением бригады эксплуатационного локомотивного депо Советская Гавань машиниста Антона Метелина и помощника Николая Виноградова шёл по участку с крейсерской скоростью…

Перегон Чепсары – Усть-Орочи у локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Советская Гавань всегда вызывал опасения тем, что здесь то и дело происходили камнепады. Знал про это и машинист тепловоза Антон Метелин. До станции Чепсары из Советской Гавани он вместе со своим помощником Николаем Виноградовым вёл состав с 71 порожним вагоном с допустимой на этом участве скоростью – в 60 км в час. Экономил время, отведённое на рейс. А вот после станции Чепсары машинист сбавил скорость до 35 километров и предельно внимательно преодолевал перегон. Пятнадцатилетний опыт работы на тепловозе не подвел машиниста. Он вовремя заметил свалившийся с горы огромные валун весом, как позже выяснилось, около 16 тонн.

– На принятие решения, какое торможение производить, наверно была всего секунда, – говорит Антон Метелин. – Я, впрочем, в этот момент о времени не думал, да и не рассуждал, а просто интуитивно оценил обстановку и применил служебное торможение. То есть, торможение ступенями для плавного снижения скорости, для остановки поезда в заранее предусмотренном месте. Перед валуном локомотив остановился метров за сто.

Дальше надо было сообщить о возникшей угрозе безопасности поездному диспетчеру, что машинист и сделал. Движенцы, по его словам, среагировали довольно быстро и дали указание возвращать поезд на станцию Чепсары.

– У нас ведь однопутка. И мы должны были вернуться на станцию, чтобы дать проехать к месту возникшего препятствия на дороге восстановительному поезду, – продолжает Антон Метелин. –Мой помощник Николай Виноградов с рацией перешёл на последний вагон. И так, пятясь в 3-5 километров в час, наш состав прибыл на отведённые нам пути на станцию. Через час с небольшим мимо нас уже прошёл восстановительный поезд, который вызвали с Советской Гавани. Мы с помощником, конечно здорово переволновались, когда увидели камень. Но действовали в этой ситуации так, как это было положено.

Более эмоционально оценил действия машиниста его руководитель – начальник эксплуатационного локомотивного депо Советская Гавань Константин Шевчук:

– Препятствие на пути, перед которым надо в считанные секунды остановить локомотив – это всегда стресс для машиниста, даже если он в этот момент производит служебное торможение. Могу сказать, что Антон Метелин действовал очень грамотно. И многие люди, в том числе и я, должны быть ему благодарны за то, что ситуация с валуном так благополучно разрешилась. Если бы произошёл наезд на камень, пострадали бы многие, даже косвенно имеющие отношение к инциденту. А грамотные и хладнокровные действия машиниста позволили избежать трагедии и начать решать следующую задачу: нормализовать график движения грузовых поездов на линии, как можно быстрее.

Дальше в работу включились восстановители. Прибыв на место, они обвязали стропами валун, подняли его краном и убрали в полосу отвода. Быстрота действий зависела здесь от каждого участника операции, но решающими были действия машиниста крана Александра Микрюкова. Он филигранно вынес груз. Пути не были повреждены. А вся операция по уборке валуна с момента прибытия поезда заняла всего 50 минут, что значительно меньше принятых на такую работу нормативов.

– Технически валун было поднять несложно, потому и быстро ликвидировали возникшее на пути препятствие, – сказал Александр Микрюков. – Будь на моём месте кто-то другой из машинистов нашего поезда, он также быстро выполнил бы свою работу.

Следующей в решение общей задачи включилась поездной диспетчер участка Высокогорная – Советская Гавань Яна Бодунова. Сигнал об устранении камня пришёл на 10–15 минут раньше ожидаемого, и ей предстояло по-новому организовать движение грузовых поездов. Ей в этот день пришлось, как никогда напряжённо потрудиться. В результате все грузовые поезда, которые стояли на станциях Чепсары, Монгохто, Дюанка, в те же сутки прибыли по назначению. А поезд , который вела локомотивная бригада машиниста Антона Метелина, и вовсе нагнал график и прибыл на станцию Высокогорная вовремя.

– За то, что у нас не было нигде остановок и мы прибыли вовремя, хотел бы поблагодарить Яну Бодунову, – говорит Антон Метелин. – Мы понимаем, как ей было трудно. Но она смогла в этот день минимизировать все отклонения поездов от нормативного графика.

Автор: Георгий Куниловский