«Я движенец и горжусь этим» Куйбышевский железнодорожник

«Я движенец и горжусь этим»

Рустам Сафиуллин, станционный диспетчер станции Дёма

Рустам Сафиуллин награждён знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД»

К высшей отраслевой награде нашего героя представили в этом году в преддверии профессионального праздника. «Можно сказать, что к этому я стремился с раннего детства», – не без доли правды говорит наш герой. В «железку» он влюбился, когда ему не было и 10 лет.

В школе классный руководитель часто водила детей на экскурсию на железнодорожную станцию Черемшан (КбшЖД), что рядом с деревней Каргалыбаш, где родился и провёл своё детство Рустам Сафиуллин. Движение станции, поезда, люди в железнодорожной форме – всё запало в душу озорного деревенского мальчишки, и однажды он решительно сказал себе, что станет железнодорожником.

Данное самому себе слово сдержал, поступил в Уфимский техникум железнодорожного транспорта и после его окончания в 1986 году трудоустроился на станцию Дёма. Здесь прошёл все ступени профессионального роста: регулировщик скорости движения вагонов, дежурный по горке, дежурный по станции, поездной диспетчер. Сейчас Рустам Габидуллович – станционный диспетчер, осуществляет оперативное руководство единой сменой станции Дёма.

«Это работа для настоящих движенцев, – считает наш герой. – Под моим контролем 10 парков. Основная задача – это в первую очередь безопасность, пропустить максимальное количество поездов, не выбить из расписания пассажирские поезда».

Диспетчера по организации перевозок по праву можно назвать командиром. От его умения, внимания, а порой и быстроты реакции зависит безопасность и слаженность всех направлений железнодорожной ветки. Команды диспетчера безоговорочно выполняют дежурные по станции, маневровые диспетчеры, составители поездов, дежурные по горке, регулировщики скорости движения вагонов.

Сами поезда диспетчер не видит, они отображаются в виде линий на экранах мониторов. Рустам может нажать мышью на любой поезд и узнать, сколько вагонов в составе, какой локомотив, кто машинист, какие грузы он везёт.

«Сортировочная станция – своего рода живой организм, находящийся в постоянном движении», – вот так немного лирично передаёт образ своего места работы движенец.

Одним из важных качеств диспетчера является умение быстро реагировать на ситуации. Распределить, направить, пропустить, проконтролировать, решить нештатные ситуации – всё это надо сделать в считанные секунды, параллельно, без посторонней помощи и совещаний. Работа напряжённая, трудоёмкая, приходится часто выходить и в ночные смены. Кому-то такой бешеный ритм может показаться неприемлемым, но только не Рустаму.

«Даже в век новых технологий, когда создаются всевозможные автоматизированные линии, машины и роботы, человек на посту диспетчера остаётся незаменимым, – считает он. – Только он способен в сложной ситуации и при недостатке времени нестандартно и быстро решить возникшую проблему».

Умению концентрироваться и оперативно принимать верные решения при выходе из нестандартных ситуаций опытный железнодорожник обучает молодых работников. «Показываю, что называется, на пальцах, рисую схемы, демонстрирую последствия хотя бы одной задержки поезда, – говорит Рустам. – У нас есть регламент, для движенца это своего рода закон, который надо соблюдать строго и неукоснительно».

К слову, Рустам Габидуллович был наставником и для тех, кто сейчас занимает весьма уважаемые посты на дороге и сети. Каждого он помнит и, по личному заверению, со всеми до сих пор поддерживает тёплые отношения и следит за их дальнейшей судьбой.

«Когда практикую молодёжь, всегда говорю, чтобы они не боялись изведывать новое в своей профессии, росли и развивались, – говорит Рустам. – И ещё чтобы за них никогда не пришлось краснеть. К счастью, они ни разу меня не подводили, все вышли в люди, многими из них я горжусь».

Рустам Габидуллович служит верой и правдой железной дороге 35 лет. О прошедших годах нашему герою жалеть не приходится. Он благодарен железной дороге за стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Она дала ему всё, о чём он мечтал, даже в трудные для страны 90-е годы позволила держаться на плаву и помогать оказавшимся в трудной ситуации родственникам.

«Я движенец и горжусь этим, – говорит Рустам Габидуллович. – Был однажды момент, когда мне предлагали завидное место на заводе. Я пришёл, посмотрел и понял, что это не моё».

За добросовестный безупречный труд он имеет немало наград в своём послужном списке. Среди них знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет», Почётная грамота начальника Куйбышевской дороги, звание «Лауреат премии Роспрофжела». Новая, высшая награда отрасли – знак «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» – стала достойным свидетельством его незаурядного профессионализма.

Автор: Александр Савенков