Два «рекорда» за одну смену Северная магистраль

Два «рекорда» за одну смену

Иван Чебыкин, осмотрщик-ремонтник вагонов ПТО Сольвычегодск

Иван Чебыкин, работая в ночную смену, обнаружил два дефекта

Работа у него такая – дефекты в колёсах искать. Без малого двадцать лет Иван Чебыкин работает осмотрщиком-ремонтником вагонов в ПТО Сольвычегодск. За эти годы обнаружил не один десяток скрытых и трудновыявляемых дефектов подвижного состава. Не стал исключением и нынешний август.

14 августа 2021 года, работая в ночную смену, обнаружил два дефекта, один из них – разрушение торцевого крепления буксового узла. В Сольвычегодск состав прибыл со станции Лянгасово Горьковской дороги. Неисправность в одном из вагонов поезда дала о себе знать при остукивании колёсной пары. Когда Чебыкин открыл крышку буксового узла, оказалось, что сорван крепёжный болт торцевого крепления.

– При первом остукивании услышал характерный двойной звук. Это первый признак дефекта буксового узла. А когда повторил, этого звука уже не было. Такое случается при неисправности торцевого крепления. Поэтому ориентировался на результат первого остукивания, – пояснил тонкости осмотра Чебыкин.

Второй серьёзный и опасный дефект – трещину средней части колёсной пары – он выявил по едва заметной царапине.

– После обнаружения первого дефекта осмотрел два или три поезда. А этот состав прибыл к нам из Лосты. При нанесении меловой разметки на внутренней стороне диска колеса на середине оси колёсной пары краем глаза заметил тоненькую линию. Она показалась мне подозрительной. Каждый вагонник знает, что середина оси – потенциальное место излома. Потёр чёрточку рабочей рукавицей, потом зачистил поверхность. Оказалось, не просто царапина, а трещина примерно 62 мм, – вот такие подробности опасной «находки».

«Больной» вагон Иван заявил в отцепку. После проверки средствами дефектоскопии наличие трещины подтвердилось. Для осмотрщика-ремонтника вагонов это лучшее доказательство профессионализма.

– Вот такой «экспонат» пополнил мою коллекцию обнаруженных дефектов. В этом году были обнаружены и трещины обода, и разрушение буксы, и дефекты боковой рамы, а теперь и трещина оси колёсной пары. Для нас, вагонников, важно вовремя их заметить, чтобы эти опасные неисправности не стали причиной аварийных ситуаций на железной дороге, – пояснил он.

С 2013 года Иван Чебыкин стабильно входит в тройку лучших в ПТО. Однако, оглядываясь назад, считает, что не он выбрал профессию, а она его. На железную дорогу попал по наставлению родителей. Они трудились на станции Сольвычегодск и сыну посоветовали поступить в железнодорожное училище.

Иван выучился на помощника машиниста, а затем два года служил на Северном флоте. Демобилизовавшись, пришёл на магистраль.

– Подал заявление о приёме на работу сразу в два депо – локомотивное, поскольку учился на помощника машиниста, и вагонное. Там работали мои друзья, и я слышал от них хорошие отзывы. Так получилось, что в вагонном депо заявление приняли раньше, и с тех пор я занимаюсь техническим обслуживанием грузовых составов, – рассказал Иван о том, как пришёл в профессию.

Начинал слесарем, через год выучился на осмотрщика-ремонтника вагонов в дортехшколе Котласа. Лет пять набирался опыта, постигал специфику новой профессии. А затем его перевели в парк прибытия.

– Мне повезло – попал под крыло к Евгению Ивановичу Вагину, осмотрщику-ремонтнику вагонов с большим опытом. Он меня обучил всему, что знал и умел. Мы работали в паре и конкурировали, в хорошем смысле, конечно. Соревновались, кто больше выявит неисправностей, – вспоминает Чебыкин.

Уже на протяжении нескольких лет он сам обучает ремеслу начинающих осмотрщиков-ремонтников вагонов.

– Мне постоянно надо двигаться, осваивать что-то новое. Без этого неинтересно, – признаётся он. – Поэтому и решил делиться профессиональными навыками с молодыми. А Евгений Иванович по-прежнему у меня в почёте. И если кто-то из нас обнаружит неисправность, консультируемся друг с другом.

Разумеется, осмотрщик-ремонтник вагонов действует по принятому регламенту, но у каждого мастера есть свои, наработанные годами приёмы.

– За столько лет у меня выработалась профессиональная интуиция, как мы говорим, чуйка вагонника. Порой осматриваешь вагон и не просто понимаешь, а чувствуешь, что-то не так, – поделился секретом Иван Чебыкин.

В 2019 году при техническом обслуживании грузовых составов он выявил порядка десяти различных неисправностей буксовых узлов, а в 2020-м – одиннадцать.

– Хороший работник, знающий. Давно в профессии, и свой опыт передаёт молодым коллегам, – отзывается о подчинённом заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Исакогорка Александр Лыков.

В 2019 году неугомонный Чебыкин окунулся в общественную работу – возглавил цеховую первичную профсоюзную организацию. Здесь пригодились его организаторские навыки, умение общаться и договариваться с людьми.

Если ты неленивый и инициативный, считает Иван, то работа на железной дороге даёт большие возможности для развития и роста, и не только в профессиональном плане. Главное, было бы желание.

Автор: Ирина Копенкина