Случай длиною в жизнь Транссиб

Случай длиною в жизнь

Виктория Генш, дежурный по железнодорожной станции Кемерово

Отраслевая награда вручена кузбасской железнодорожнице за преданность магистрали, принципиальность и требовательность к себе и коллегам

Дежурный по железнодорожной станции Кемерово Виктория Генш мечтала стать учителем, но пришла работать на магистраль и отдала ей больше трёх десятков лет. 28 августа она была награждена знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет».

Получая награду из рук генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, Виктория Ивановна наверняка подумала о том, что этого чествования могло и не быть, если бы тогда, свыше 30 лет назад, она не послушала свою лучшую подругу и не пошла вместе с ней учиться в Беловское железнодорожное училище.

– А ведь у меня никто из родных на железной дороге не работал, – рассказывает Виктория Генш. – Да и мысли были другие – я мечтала стать педагогом, даже специальные кружки посещала. Но моя подруга убедила меня, что магистраль – это круто, перспективно, и мы с ней после восьмого класса отправились в железнодорожное училище, а потом поступили в Томский техникум железнодорожного транспорта на специальность «Управление перевозочным процессом». Учили нас хорошо, практика была интересная, так что когда в 1988 году пришла работать дежурным по станции Артышта I, мне многое было понятно. В мои обязанности входили приём, отправление и пропуск поездов, я контролировала этот процесс, а также работу смежных служб на станции. Этим я, в принципе, занимаюсь и сейчас, только на другой станции. А вот подруга моя так ни дня на магистрали и не проработала. После окончания техникума она вышла замуж и сменила сферу деятельности.

Виктория Генш, в отличие от подруги, пришла на железную дорогу всерьёз и надолго. На станции Артышта I она проработала полтора года. Затем её пригласили попробовать свои силы в должности поездного диспетчера в Беловском отделении дороги. На Промышленновском и Прокопьевском участках поездным диспетчером она проработала четверть века, получила первую категорию.

– Когда только пришла в диспетчерский центр, здесь не было никаких табло, компьютеры года через три только поставили, – вспоминает железнодорожница. – Мы тогда обходились только графиками движения. А табло появились в 1997 году, когда я вышла из декретного отпуска. И то они не выносные были, как на станциях, а тоже на компьютерах.

Поездных диспетчеров недаром называют режиссёрами движения. От их быстрых и умелых действий в немалой степени зависит перевозочный процесс. Им приходится держать в голове множество вариантов развития событий, знать характеристики путей обслуживаемых станций, параметры составов, габариты вагонов, графики движения и т.д. Это они должны оперативно и безошибочно решать проблемы с движением поездов в случае возникновения каких-то трудностей.

– Для этой работы требуется хорошая память и сосредоточенность, умение быстро принимать решения и ответственность, – говорит Виктория Генш. – Было нелегко морально, ведь если физический труд завершил и можешь спокойно отдохнуть, то расслабиться и отвлечься от умственного труда непросто – ты даже после смены можешь думать о рабочих моментах.

Чтобы отвлечься от мыслей о работе, железнодорожница старалась с семьёй выехать на природу, в интересные красивые места. Например, яркие впечатления оставил музей-заповедник «Томская писаница». Там, в древнем святилище, можно увидеть собрание первобытных наскальных рисунков эпохи неолита и бронзы.

Среди других увлечений Виктории Ивановны – вязание и кулинария. Особенно она любить готовить выпечку.

– Честно признаюсь – спортом не увлекаюсь, но стараюсь вести здоровый образ жизни, – говорит Виктория Генш. – После работы совершаю прогулки. В последнее время увлеклась скандинавской ходьбой. На мой взгляд, это очень полезная вещь для нас, тех, у кого сидячая работа и вынужденная поза за компьютером. Скандинавская ходьба, помимо пользы для ног, позволяет размять плечи и руки, а также укрепляет шейную зону.

В результате реорганизации диспетчеров из Кемерово перевели в единый диспетчерский центр управления перевозками Западно-Сибирской железной дороги в Новосибирск. Тех, кто по разным причинам не смог переехать на новое место работы, распределили на другие должности. Так Виктория Генш стала дежурным по железнодорожной станции Кемерово.

– Дело это мне уже знакомое, и после работы поездным диспетчером, честно говоря, не кажется особо сложным, – признаётся она. – К тому же, если раньше я занималась наставничеством, помогая осваиваться молодым диспетчерам, то сейчас в этом нет необходимости – со мной трудятся опытные сотрудники, которых ничему учить не нужно.

В новой должности она проработала больше пяти лет. Начальник станции Кемерово Эдуард Чащин так высказался о своей сотруднице:

– Виктория Ивановна очень требовательна и к себе, и к коллегам. Особое внимание обращает на соблюдение мер безопасности, инструкций и нормативных документов и требует этого от других. В этих вопросах она очень принципиальна.

За свой многолетний добросовестный труд Виктория Генш была награждена благодарностью и именными часами начальника железной дороги, тремя почётными грамотами Западно-Сибирской магистрали и четырьмя благодарностями начальника Кузбасского отделения железной дороги.

Автор: Олег Таран