Дело, которое вдохновляет
Клавдия Седловская, дорожный мастер Пугачевской дистанции путиКогда-то давно железная дорога подставила плечо семье нашей героини, помогла выжить, начать всё с чистого листа. Клавдия Владимировна ответила магистрали благодарностью. Она верна ей более 30 лет, несмотря на то, что традиционно её профессия считается на железной дороге неженской.
Клавдия родилась и выросла в Узбекистане, в селе под Ташкентом. В местной школе закончила первые семь классов. После развода родителей в 1978 году мама с дочерью перебрались в город Пугачёв Саратовской области. Встал вопрос поиска работы. На станции Ратная в Пугачёвской дистанции пути была вакансия монтёра пути, которую и заняла мама Клавдии. А девочке пришлось привыкать к новой жизни – 7 и 8-й классы она заканчивала в Пугачёвской школе-интернате, на выходные приезжала домой к маме. Та всю жизнь трудилась монтёром пути, дежурным по переезду. Окончив школу, Клавдия поступила в речное училище на повара, но планы спутала любовь – из армии вернулся жених и увёз её в Самарканд. Там родился сын, молодая женщина погрузилась в семейные заботы.
– Вскоре мама стала часто болеть, ей понадобилась помощь. Мы с мужем вернулись на станцию Ратная. У нас родился второй ребёнок. Нужно было кормить семью, и мне пришлось выйти на работу. Недолго думая, я по примеру мамы в 1985 году устроилась монтёром пути на нашу станцию, – вспоминает Клавдия Седловская.
Она закончила вечернюю школу и заочно – саратовский железнодорожный техникум, получила профильное образование. Труд путейца физически нелёгок. Наравне с мужчинами Клавдия меняла рельсы и железобетонные шпалы, производила выправку пути, регулировала стыковые зазоры, наполняла щебнем шпальные ящики. И всё это, орудуя тяжёлыми инструментами – кувалдой, домкратом.
Через пару лет работы на магистрали героине очерка пришлось временно сойти с привычного пути. Этот период она называет «отлучилась заработать на квартиру». В начале 90-х уже было очевидно: станцию Ратная расформируют, что в итоге и произошло. Назрел жилищный вопрос, нужно было определить детей в садик. Достичь заветной цели помогла работа... дворником в Балаково. В СССР дворникам предоставляли жильё из обменного фонда. Но Клавдия скучала по железной дороге и знала, что вернётся. Так и случилось: в 1993 году она стала бригадиром пути, а с 1994 года по сегодняшний день трудится мастером на участке Юльевка – Иргиз Пугачёвской дистанции пути.
Большим плюсом своей работы Клавдия Владимировна считает прекрасный коллектив и дружеские отношения, которые в нём царят. Она руководит бригадой, в которой 12 мужчин: средний возраст – 35-40 лет, самому старшему 47. Единственная женщина в бригаде, она органично там себя чувствует: пользуется авторитетом и уважением. И всегда с удовольствием идёт на службу. За годы работы у дорожного мастера Седловской появился свой рецепт начала рабочего дня.
– Утром первым делом нужно спросить у человека, как дела, что на душе. Поинтересоваться его настроением, настроиться на работу. А уж потом раздавать задания на день на планёрке, – делится собеседница.
По её словам, хорошие отношения между сотрудниками, руководством и подчинёнными – характерная черта не только бригады, но всей Пугачёвской дистанции пути. Неслучайно коллектив этого предприятия часто награждается за добросовестное отношение к делу, становится лучшим на различных смотрах-конкурсах дорожного и сетевого уровней.
– Труд у нас тяжёлый, но меня вдохновляет, что мы делаем безусловно полезное дело. Его результат нагляден – по рельсам в соответствии с графиком следуют грузовые и пассажирские поезда. Кроме того, мне нравится работать на свежем воздухе, на природе, – добавляет собеседница.
Путейцы как никто знают, как неласкова бывает природа и климат. Бригаде Клавдии приходится ежедневно проходить по 10-15 км по своему участку магистрали в любую погоду, будь то снегопад, ураган, проливной дождь, летний зной или зимний холод. Железнодорожница вспоминает, как 10-12 лет назад бригаде пришлось срочно менять рельсы в мороз под –35 градусов.
– На линию мы вышли в полном зимнем обмундировании: в тулупах, валенках. Руки немели от холода. Но сработали слаженно – заменили рельс за несколько минут. График поездов не нарушился. Сам процесс занял немного времени, но, чтобы показать такой класс, нужны сплочённость коллектива, высокий уровень взаимопонимания между людьми. Это дорогого стоит и достигается годами, – поясняет Клавдия Владимировна.
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени она считает признанием того, что честно и добросовестно много лет работала в одном из самых важных хозяйств, лёгких путей не искала. Супруг Клавдии Владимировны тоже был железнодорожником, трудился в её бригаде. Дети Седловских выбрали другое поприще – дочь работает в детском саду, сын стал военным.
Через полгода Клавдия Седловская планирует выйти на пенсию. Говорит, что трое внуков-мальчишек скучать не дадут. У них с бабушкой масса общих интересов. Например, они любят выбраться на рыбалку на Иргиз, наловить карасей, карпов, щук.