Ночь потухших светофоров
Сергей Шамшурин и Данила Иванов, электромеханики Комсомольской дистанции СЦБИз-за порыва кабеля вся чётная горловина станции Пони «встала»: пульт дежурного показывал занятость всех путей, входной и путевые светофоры погасли, стрелки «застряли» в одном положении. Чтобы избежать аварий в такой ситуации, переводить стрелки и принимать поезда пришлось вручную. А для устранения порыва вызвали подкрепление – электромехаников Комсомольской дистанции СЦБ Сергея Шамшурина и Данила Иванова. Они в экстренном порядке ночь напролёт искали соответствующие жилы разорванного кабеля для правильного сращивания.
Электромеханик СЦБ – пожалуй, одна из самых сложных для понимания нежелезнодорожника железнодорожных профессий. Но сами люди магистрали называют эсцебистов «железнодорожным спецназом». Ведь когда происходит сбой в работе технических средств, эти специалисты должны, не ошибаясь, в короткий срок устранить неисправность и тем самым обеспечить безопасность движения поездов – не допустить их столкновения и сход.
Именно так – чётко и слаженно, ни в чём не ошибаясь, действовали электромеханики Сергей Шамшурин и Данил Иванов на станции Пони.
– Мы в это время находились на своём рабочем месте на станции Комсомольск-Сортировочный, за 82 километра от станции Пони, которую, кстати, обслуживает не наша дистанция, а соседская, Высокогорненская. – рассказывает Данил Иванов. – Уже само по себе то, что соседям вдруг потребовалась наша помощь, указывало на то, что там случилось что-то серьёзное. К тому же, нас не просто так вызвали. За нами прибыл на служебной машине заместитель главного инженера дороги по Комсомольскому региону Андрей Семенец. С ним мы и выехали на станцию Пони. Добирались до неё около двух часов. Тогда и не думалось, что пробудем на этой станции без передышки на отдых до следующего утра. Но вышло именно так.
А на станции Пони произошёл, действительно, из ряда вон выходящий случай. В чётной её горловине работал экскаватор. Он делал траншею для укладки волоконно-оптической линии связи. И рылась эта траншея без согласования и надзора представителя эксплуатирующей организации. Машинист экскаватора, не имея представления, что и где находится в земле, перебил кабельные линии устройств СЦБ ковшом.
В результате чётная горловина станции потеряла контроль. Пульт дежурного по станции показывал занятость всех путей, неисправность входного и выходных светофоров и других устройств СЦБ. Стрелки не слушались команды дежурного с пульта – замерли в одном положении.
Такая аварийная ситуация указывала на серьёзное повреждение кабельных коммуникаций. А когда устройства СЦБ выведены из строя, стрелки должны переводится вручную. Да так, чтобы при приёме и отправлении поездов не допустить их столкновения, или не отправить состав на занятый путь или перегон. В общем, работа на станции идёт вручную и в очень напряжённом режиме.
– Да если бы только один кабель порвало. «С мясом» были вырваны сразу несколько кабельных линий, – рассказывает электромеханик Сергей Шамшурин. – Мы увидели девять концов кабеля с одной стороны – девять с другой. Каждый такой кабель имел от 16 до 38 жил, которые предстояло срастить в месте порыва. Но прежде предстояло произвести прозвонку каждого кабеля. Такую работу доверили нам с Ивановым. Я пошёл к входному светофору. Мой товарищ – в противоположную сторону. И мы приступили к работе.
«Прозвонка» – это поиск соответствующих жил кабеля с оборванных концов. Ведь неправильно соединённые жилы могут вывести из строя оборудование, либо привести к неправильной его работе: к примеру, на пульте дежурного показано одно, а на путях происходит совсем другое. Занятый путь отображается свободным, положение стрелки – неверным, и т. д. Поэтому при прозвонке надо быть очень внимательным, терпеливым. Эти качества в этот день и проявили оба электромеханика в течение 11 часов.
– Процесс прозвонки может отличаться в зависимости от вида самого кабеля, – рассказывает Сергей Шамшурин. – Если кабельная линия одна, и все её жилы имеют цветовую маркировку, то найти концы каждой жилы не составит труда. Достаточно подключить кабель с обеих сторон по цвету жил. Ситуация усложняется, когда кабели по той или иной причине не промаркированы, а жилы не имеют цветовой окраски, либо несколько жил имеют одинаковый цвет. Тогда необходимо произвести прозвонку проложенных линий для точного спаривания всех жил. Нам выпал именно такой случай. Предстояло определить принадлежность кабелей, прозвонить их, и каждую жилку на каждом кабеле обозначить соответствующей биркой. Непосредственно сращиванием кабеля занимались другие специалисты. Это тоже очень непростое дело. Затем по устранению порыва кабельных линий надо было проверить, как действуют устройства СЦБ. Вот почему работа шла так долго.
Трудились Сергей Шамшурин и Данил Иванов всю ночь. Уже светало, когда был произведён ввод устройств СЦБ. На перегоне Пони – Тудур заработала автоблокировка, зажглись светофоры, включились в централизацию участки рельсовых цепей чётной горловины, стрелки стали слушаться команд с пульта дежурного. Станция вошла в штатный режим работы.
За проявленный профессионализм руководство Комсомольского территориального управления Дальневосточной железной дороги представило Данилу Иванова и Сергея Шамшурина к поощрению.