Мгновенная реакция Куйбышевский железнодорожник

Мгновенная реакция

Михаил Малышкин и Вячеслав Кубаров, машинист и помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Пенза Куйбышевской дирекции тяги

Решительные действия локомотивной бригады спасли жизни пассажирам поезда

Малышкин и Кубаров слева направо.JPG


Ночью 2 октября на перегоне Лунино – Гольцовка Куйбышевской железной дороги произошло ЧП. На железнодорожных путях застрял «КАМАЗ» с многотонным гусеничным экскаватором на платформе. В этот момент к нему приближался пассажирский поезд № 116 Адлер – Томск-2. Столкновения избежать не удалось, но мгновенная реакция локомотивной бригады помогла значительно снизить скорость и избежать катастрофических последствий для пассажиров.

Происшествие, случившееся в предрассветный час осеннего утра, надолго останется в памяти локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Пенза. Произошедшую историю будут рассказывать инструкторы молодым машинистам, отмечая, как важно действовать по инструкции и сохранять холодный рассудок в критической ситуации.

Машинист электровоза Михаил Малышкин в ночь с 1 на 2 октября шёл на работу после завершения курса профилактического медицинского обследования. Ежегодная медкомиссия была пройдена, допуск к работе получен. За время медотпуска машинист даже успел заскучать по работе.

На станцию Пенза-1 Михаил со своим коллегой, помощником машиниста Вячеславом Кубаровым, прибыл, как и полагается, в 1.44 ночи по московскому времени. Прошли стандартные процедуры: инструктаж и медосмотр. Причин для беспокойства не было. Принимаемый чешский локомотив ЧС2Т знаком и досконально изучен. Проверили тормоза, сигналы, прожектора.

Участок, по которому предстояло следовать бригаде, машинист Михаил Малышкин проходил тысячи раз.

11-вагонный пассажирский состав, следовавший из Адлера в Томск, тронулся со станции Пенза-1. Ночной рейс шёл по графику.

Проехали населённые пункты Бессоновка, Грабово, Лунино. «Впереди переезд», – подал предупреждение согласно инструкции помощник машиниста.

«Вижу переезд», – подтвердил машинист свою готовность к действиям в нестандартной ситуации. Состав набрал скорость 82 км/ч. «Мы выезжали из кривой, уходившей вправо, – вспоминает детали опасного рейса машинист Михаил Малышкин. – На этом участке видимость до переезда днём составляет около 400 м. Вдруг впереди мелькнуло тёмное пятно, выделявшееся на фоне чистого неба. Виден был только силуэт. Подъездные пути к переезду без дежурного работника были освещены. Однако увидеть точно, что стоит помехой на нашем пути, было невозможно».

Прожектор отразил от помехи световозвращающий элемент. Не задумываясь ни на секунду, машинист применил экстренное торможение.

На пути несущегося состава в это время стоял «КАМАЗ» с экскаватором на автоплатформе. Низкорамная платформа, находясь под весом мощной техники, плотно застряла на рельсах. «КАМАЗ» вряд ли без посторонней помощи смог бы сдвинуть её с места.

Скорость поезда снижалась, но он продолжал приближаться к многотонной преграде.

«Мы действовали строго согласно инструкции, – вспоминает мгновения столкновения Михаил Малышкин. – Помощник первым покинул кабину, затем я проследовал за ним через открытую дверь, и мы залегли в проходе машинного отделения. В тот момент у меня промелькнула мысль: будет ли продолжение у этой истории или это конец? В момент удара нас подбросило. Открыв глаза, я удивился, что всё ещё живой. А значит, и с пассажирами всё должно быть нормально. Локомотив продолжал вибрировать и двигаться юзом. Я мысленно готовился, что он в любой момент может завалиться на бок. Но, к счастью, этого не произошло».

После остановки движения помощник машиниста вышел из локомотива для осмотра повреждений. Со стороны кабины в воздухе клубилась пыль. Позже бригада увидела, что сохранить жизни в кабине у них было мало шансов. Локомотив и три вагона сошли с рельсов, но не опрокинулись. Экскаватор улетел с платформы вправо от пути, а локомотив передней осью плотно укрепился на платформе.

Машинист незамедлительно доложил о происшествии. «Путь разрушен, двигаться дальше не могу», – прозвучал доклад машиниста по рации.

Затем локомотивная бригада совместно с начальником поезда проследовала по вагонам. Необходимо было узнать, нет ли пострадавших. К счастью, никто из 336 пассажиров поезда не пострадал.

Благодаря слаженным и умелым действиям локомотивной бригады удалось избежать тяжёлых последствий столкновения. За профессиональные и оперативные действия по предотвращению тяжёлых последствий при нарушении правил безопасности движения, за обеспечение сохранности жизни и здоровья пассажиров и имущества ОАО «РЖД» 4 октября машинист Михаил Малышкин награждён знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД», а помощник машиниста Вячеслав Кубаров награждён знаком «За безопасность движения».

Михаил Малышкин 32 года работает в локомотивном движении. Много лет назад, сразу после окончания техникума, он устроился в локомотивное депо Пенза. С тех пор так и не менял место работы. Начинал с помощника, дорос до машиниста второго класса. Потрудился и в грузовом, и в пассажирском движении. А три года назад Михаила Викторовича наградили знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км».

Молодой, 31-летний помощник машиниста Вячеслав Кубаров в профессии около трёх лет. В локомотивном депо Пенза вместе с Вячеславом трудится его отец, машинист Павел Кубаров, который наставляет и всячески поддерживает сына.

Автор: Павел Арютин