В ответе за переезд
Лейла Махмудова, дежурный по переездуОбычный рабочий день для дежурных на переезде 1361-й км в районе станции Батайск всегда складывается непросто. Здесь достаточно оживлённое автомобильное движение при напряжённом железнодорожном сообщении. Дежурство на таком переезде требует квалификации. Водители нередко спешат, пытаются быстрее его проехать, поэтому часто приходится выходить из помещения и регулировать движение.
Нюансов тут много, например, важно не пускать сразу на переезд следующий автомобиль, если на него уже выехал большегруз. Дежурному нужно обладать не только специальными знаниями и умениями, но и иметь определённые черты характера, чтобы справиться со всем этим. От железнодорожника в данном случае требуется железное терпение и даже навыки психолога при общении с водителями, которые находятся в раздражённом состоянии, а так же внимательность и оперативность при выполнения своих непосредственных обязанностей.
Заключительное летнее дежурство у Лейлы Махмудовой протекало как обычно – она следила за движением поездов и автомобильными потоками. Около 16.00 ожидалось прохождение пассажирского поезда №542, следовавшего из Москвы в Анапу.
– Одновременно по соседнему пути со станции выдвигался грузовой поезд, – вспоминает она. – Сработала переездная сигнализация, шлагбаумы с обеих сторон переезда начали опускаться. Значит, поезд на расстоянии 800 м от нас. Да его, собственно, и видно было, у нас видимость на полтора километра отличная. И вдруг водитель белой «Газели» нажал на газ и проскочил под первым шлагбаумом, но под второй проехать не успевал и остановился на переезде, перекрыв путь подходящему поезду.
К сожалению, для части водителей ПДД не стало тем кодексом, которым они руководствуются, находясь за рулём. Вот и в этот раз нашёлся лихач, рванувший на переезд не просто под красный свет, но и под опускающийся шлагбаум.
В результате автомобиль «Газель» оказался заблокированным на проезжей части железнодорожного переезда полуавтоматическими шлагбаумами и сработавшими УЗП (переездными устройствами заграждения).
Позже водитель пытался рассказывать, что он почему-то не заметил сигнальных показаний, опускающийся шлагбаум, а заодно и приближающийся поезд. Однако своими действиями он грубо нарушил пункт 15.2 Правил дорожного движения, гласящий, что «при подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда».
Как отметил дорожный мастер Батайской дистанции пути Даниил Саюнов, Лейла Махмудова действовала согласно должностной инструкции дежурного по переезду, не растерялась и чётко выполнила необходимый регламент при возникновении таких ситуаций. Сорвав пломбу и включив заградительную сигнализацию для поездов, она приняла меры для скорейшего освобождения переезда, сообщила о происшествии всем причастным.
– В должности дежурного по переезду Лейла работает у нас чуть более полутора лет, – отметил он. – Хорошо проявляла себя и во время стажировки, и потом. Ответственна, внимательна, в чрезвычайных ситуациях не теряется. Хороший работник.
По словам Лейлы Махмудовой всё происшествие продолжалось около 5 минут.
– Конечно, плохо когда приходится прерывать движение поездов, – говорит она. – Но в данной ситуации поступить по-другому нельзя, иначе все закончится столкновением.
Выскользнувший из ловушки, в которую он сам себя загнал, водитель «Газели» не пожелал дожидаться сотрудников ГИБДД, а на предупреждение дежурной о том, что его номера зафиксированы видеокамерами и покидать место происшествия до приезда полиции является нарушением законодательства, лишь грубо выругался и уехал.
– К сожалению, это довольно частая реакция водителей в подобных случаях, и это, пожалуй, один из неприятных моральных моментов в нашей работе, – делится наболевшим Лейла. – Лишь один раз водитель, застрявший перед поездом на переезде, сказал мне спасибо. Но мы ведь делаем своё дело не ради чьих-то благодарностей.
Случай, который она упомянула, произошёл, когда она только начинала работать дежурной, в начале прошлого года. Тогда на переезде остановился легковой автомобиль с женщиной за рулём и ребёнком в салоне. Подбежавшей дежурной водитель сказала, что машина внезапно заглохла и завести она её не может. Лейла забрала из автомобиля ребёнка, успокоила женщину за рулём и – так бывает – водитель смогла завести машину и покинуть опасную зону. Она поблагодарила железнодорожницу за поддержку, в том числе моральную.
Однако нередко водители пытаются обвинить в собственной торопливости, невнимательности и пренебрежении правилами дежурного по переезду. Бывает, что рядом с переездом стоит патрульная полицейская машина. Тогда водители (по старинному обычаю) предупреждают друг друга об этом миганием фар, и правила на переезде соблюдаются. Но если полиции нет, то проехать под красный многие не считают нарушением. Решить эту проблему могла бы только неотвратимость наказания – крупный штраф или лишение прав. Пока же гарантии наказания нет, нарушители будут продолжать рисковать как своими, так и чужими жизнями.
А между тем только за первые 9 месяцев этого года дежурные по переездам на СКЖД зарегистрировали 780 нарушений правил дорожного движения. В отношении 350 водителей сотрудники ГИБДД применили меры административного воздействия, включая штрафы. По вине водителей автотранспорта произошло 21 ДТП, в том числе два вне переездов. В результате пострадали 11 человек и двое погибли. Для профилактики дорожно-транспортных происшествий совместно с сотрудниками ГИБДД железнодорожники провели 240 рейдов по выявлению нарушений правил дорожного движения при следовании через переезды, в ходе которых с водителями проводились беседы, были выданы памятки с правилами пересечения железнодорожных путей.
Несмотря на все проблемы, работа дежурного по переезду Лейле нравится.
– Я на железной дороге около трёх лет, – говорит она. – Пришла по совету родных. У меня много железнодорожников в семье и с моей стороны, и со стороны супруга, да и муж трудится монтёром пути. И все они убеждали меня идти трудиться на магистраль, ведь здесь и социальные гарантии, и заработок стабильный. В итоге я ни разу не пожалела о том, что пошла в дистанцию пути.
Начала свою работу она с должности сигналиста бригады дефектоскопистов 3 года назад. Каждый день вышагивала по путям по 10–20 км вслед за дефектоскопной тележкой. Бригада разыскивала трещины, сколы, выкрашивания, а она охраняла их труд, предупреждая о появлении поездов.
– Часто проходила мимо переездов, и меня заинтересовала работа дежурных, – говорит она. – Как-то раз подошла к дежурному, поговорила, узнала, не требуются ли им сотрудники, и в итоге перешла туда. Работа это ответственная, но мне нравится, когда я за всё отвечаю.