Есть хорошая идея Волжская магистраль

Есть хорошая идея

Владимир Шашмурин, старший электромеханик местной сети станции Красноуфимск Ижевского РЦС

Владимиру Шашмурину присвоено звание «Лучший рационализатор Ижевского территориального управления Горьковской железной дороги»

Звание «Лучший рационализатор Ижевского территориального управления Горьковской железной дороги присвоено старшему электромеханику местной сети станции Красноуфимск Ижевского РЦС Владимиру Шашмурину. «За активное участие и достижение наилучших результатов по основным показателям в рационализаторской деятельности» – так написано во врученном ему дипломе.

Мог ли он предполагать в юности, что его работа получит такую высокую оценку в отрасли, с которой он даже не собирался связывать свою жизнь! Родители были железнодорожники. Владимир прекрасно знал, насколько напряжённый труд на стальных магистралях: с ночными вызовами, необходимостью выезжать на линию в выходные и в праздники.

Окончил в Красноуфимске совхоз-техникум по специальности техник-электрик. Отслужил в армии и, между прочим, в железнодорожных войсках: принимал участие в строительстве БАМа. До сих пор он вспоминает армейские будни, суровую, но красивую природу Хабаровского края, посёлок Новый Ургал. И чувствует причастность к большому общему делу, считает это одной из ярких страниц в своей жизни.

После армии работал по полученной в техникуме специальности. И всё равно в 90-е жизнь привела его на железную дорогу, сначала в Красноуфимскую дистанцию пути, а затем в Красноуфимскую дистанцию сигнализации и связи. К «корочкам» техникума добавился диплом РГОТУПС, который Владимир окончил заочно. Оказалось, железная дорога – это не только очень ответственно, но и очень интересно. Нет однообразия, рутины. Каждый день приносит что-то новое. И есть постоянная работа для пытливого ума. Незаметно для себя он включился в рационализаторскую деятельность. И сейчас, работая в РЦС-5, не оставляет её.

В прошлом году Шашмурину предложили решить такую проблему. Нередко люди переходят железнодорожные пути по «народным тропам» (как правило, локомотивным бригадам такие места известны). В кривых участках машинисту не видно, есть ли на путях кто-то. Конечно, здесь бригады особо бдительны. Но дополнительное предупреждение о том, что впереди на рельсах люди, не помешает.

Владимир Шашмурин предложил использовать в таких случаях устройство, включающее в себя инфракрасный датчик движения и световой и звуковой извещатели. Датчики устанавливаются на опорах контактной сети на высоте 2–2,5 м, извещатели – на 4-5-метровой высоте. Вышел на рельсы человек или животное – датчик на него среагировал, срабатывает звуковая и световая сигнализация. Световой сигнал в ясную погоду виден машинисту на расстоянии до 1000 м, а звуковой сигнал слышен за 500–1000 м. Есть время подать гудок и снизить скорость. Сигнализация будет работать до тех пор, пока объект не покинет зону действия датчика движения.

Рационализатор продумал возможность применения этого прибора в местах, где нельзя подключить электропитание: использовать солнечные батареи.

– Признаться, я не отслеживаю специально судьбу своих рацпредложений, – говорит Владимир Шашмурин. – Не всегда могу точно сказать, где оно используется. Вот разве что это…

И он подробно рассказывает ещё об одном прошлогоднем предложении – «Защита от перегрева двигателя компрессора». Для предупреждения попадания влаги в кабели связи используются различные компрессорные установки, которые подают осушенную воздушную смесь из окружающего воздуха в кабели, создавая постоянное избыточное давление внутри них. Нередко эти установки выходят из строя по причине падения компрессии внутри цилиндра компрессора либо нарушения герметичности на выходе из компрессорной установки. В данном случае электродвигатель будет работать до тех пор, пока не перегреется и не заклинит, что приводит к дорогостоящему ремонту.

Шашмурин нашёл способ защитить компрессор от перегрева с помощью установки реле времени в цепи электропитания двигателя. Опытным путём он определил, сколько времени потребуется двигателю в нормальных условиях для закачки воздуха в ресивер и его отключения. Полученное время увеличил в два раза и установил это значение на срабатывание реле. При превышении этого времени работы реле отключит компрессорную установку и не даст ей включиться до приезда обслуживающего персонала. Это нововведение внедрено на станции Уфимка. При желании, при необходимости идею можно тиражировать на любой станции.

– Сделать это несложно. Реле типовое, продаётся в магазинах электротоваров. А экономия, конечно, есть. Не будут выходить из строя двигатели. Не надо отправлять их на дорогостоящий ремонт, – поясняет Шашмурин.

Собственную рационализаторскую деятельность Владимиру непросто регламентировать. Бывает, идеи приходят «без спроса». Причём с разной периодичностью. Или задание даёт руководство РЦС, техотдел. Так было, например, с рацпредложением о заблаговременном информировании локомотивных бригад о нахождении на путях людей.

В прошлом году рационализатор Шашмурин подал пять предложений. В 2021-м – новые разработки. «Урожайным» на идеи был нынешний июль. Одна из них – «Модернизация крепления датчика прохода колёсной пары САИ ПС». Эти устройства, установленные в горловинах станций и в других местах, определяют номер локомотива, тип локомотива, считают колёсные пары. Для обеспечения бесперебойной работы необходимо поддерживать расстояния между верхней плоскостью датчика и верхней кромкой рельса 45–48 мм. Со временем происходит износ рельса, это расстояние меняется. Регулировка установки датчика по высоте – довольно трудоёмкая процедура.

Владимир Шашмурин предложил более удобный способ регулировки. В местах крепления датчика к гарнитуре надо рассверлить отверстие диаметром 21 мм, изготовить эксцентриковую (со смещённым центром) шайбу. Внутренний диаметр – 12 мм, наружный – 25 мм, толщина – 5 мм. К ней приваривают рассверлённую гайку с таким же внутренним отверстием.

– Поворачивая ключом за гайку, регулируем расстояние между поверхностью датчика и верхней кромкой рельса. После этого затягиваем крепёжную гайку, – поясняет Владимир Шашмурин.

…Награду лучшему рационализатору вручал заместитель начальника Горьковской железной дороги по Ижевскому территориальному управлению Роман Городилов.

Автор: Марина Галкина