Для дела личного времени не жаль Забайкальская магистраль

Для дела личного времени не жаль

Андрей Косенок, начальник участка дистанции инженерных сооружений ЗабДИ

Андрей Косенок удостоен знака «Почётный железнодорожник»



На селекторном совещании 28 июля генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров отметил наградами компании 15 работников ЗабЖД, участвовавших в восстановлении движения по Транссибу. Среди них был и Андрей Косенок.

Дождливое лето 2021 года в Забайкалье будут вспоминать ещё долго. Ливневые дожди, обрушившиеся на регион в июле, на глазах наполняли водой местные реки, превращая их в неуправляемые потоки, всё смывающие на своём пути. Река Ареда, приток Куэнги, за свои небольшие размеры среди местных жителей звалась переплюйкой и больше напоминала мелкий ручеёк, никогда не представлявший особой опасности, а в жаркое и сухое лето полностью пересыхавший. Но нынешний разгул водной стихии на многие привычные вещи заставил поглядеть по-новому. С начала июля в Сретенском районе выпало почти 133 мм осадков, что составляет 156% от месячной нормы. Площадь водосбора у реки Ареда превышает 1100 квадратных километров, так что в 20-х числах июля река начала стремительно повышать свой уровень.

В это время начальник производственного участка Чернышевск ПЧ ИССО Андрей Косенок находился в отпуске. Исполняющий его обязанности мостовой мастер Александр Лиханова при осмотре моста на перегоне Куэнга – Укурей заметил, что уровень воды в реке Ареда растёт и вода начинает размывать откосы насыпи. Александр Александрович оставил на мосту дежурить ремонтника ИССО Алексея Бянкина, а сам был вынужден отправиться устранять другие неисправности, имевшиеся на участке в результате продолжительных проливных дождей и начавшегося в районе наводнения.

Утром 23 июля река Ареда продолжала стремительно пребывать.

Андрею Косенку позвонил начальник дистанции и попросил прервать свой отпуск, поскольку того требовали чрезвычайные обстоятельства. Андрей Алексеевич без лишних слов собрался и отправился на проблемный участок, на перегон Куэнга – Укурей, для контроля ситуации и принятия превентивных мер.

– Когда я прибыл на место, мост по нечётному пути уже рухнул, опоры по нечетному пути были сильно повреждены водой, – вспоминает этот день Андрей Косенок. – Прибыли работники дирекции аварийно-восстановительных средств, с помощью мощного крана они стали убирать уцелевшие старые пролёты моста.

Мост через реку Ареда находится в зоне ответственности начальника производственного участка Чернышевск Андрея Косенка. Длина моста составляет 33,68 м. Его опоры по нечётному пути были построены в 1908 году, пролётные строения возведены в 1910 году, а двухпутным мост стал в 1934 году. Несмотря на такой приличный возраст, искусственное сооружение было крепким и надёжным. Работники ПЧ ИССО вели постоянный мониторинг его технического состояния. Как признаётся Андрей Косенок, подмыв средней опоры моста вследствие повышения уровня воды в реке, вызвавший его обрушение, стал полной неожиданностью для него и его коллег.

Но благодаря умелым и слаженным действиям работников ЗабЖД удалось в кратчайшие сроки восстановить повреждённый мост и возобновить движение по Транссибу.

– Восстановительные работы продолжались четверо суток, – рассказывает Андрей Алексеевич. – К нам на подмогу прибыли коллеги из Ерофея Павловича, Могочи, Шилки, Карымской и Читы. Одна бригада сменяла другую. Я на Забайкальской железной дороге работаю 40 лет, но такое ЧП за мою трудовую деятельность случилось впервые.

Андрей Алексеевич – представитель большой железнодорожной династии. Его папа, Алексей Гаврилович, всю свою жизнь трудился путевым мастером на 79-м разъезде (ныне станция Шерловая Гора). Мама, Мария Ивановна, работала уборщиком производственных помещений на станции Чернышевск. Все шесть их детей были с детства приучены к труду. Многие пошли по родительским стопам: старшая дочь Ольга трудилась на станции Астрахань товарным кассиром, младшая Люба начинала сигналистом в ПМС-11 ЗабЖД. Сыновья Андрей и Сергей по примеру отца выбрали путейскую специальность и стали не только профессионалами своего дела, но и грамотными руководителями.

Андрей Алексеевич после окончания школы устроился монтёром в Борзинскую дистанцию пути. В 1982 году его призвали в ряды Советской Армии. Служить молодому человеку выпало в автомобильных войсках, в Монголии. После демобилизации Андрей Косенок вернулся на родину, где продолжил работу в ПЧ Борзя, поступив на рабфак филиала ХабИЖТ в Чите. Через год он был зачислен студентом факультета «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». После окончания вуза молодого путейца по распределению направили в Хилокскую дистанцию пути, откуда его вскоре перевели мастером пути в Могочинскую опытно-механизированную дистанцию.

В 1994 году Андрей Алексеевич получил новое назначение, на сей раз начальником Чернышевской дистанции пути. Там он за короткий срок зарекомендовал себя грамотным руководителем, продолжая трудовые традиции, направленные на улучшение производственных показателей: требовательность и взаимовыручку, постоянную учёбу и обмен опытом, поощрение инициативы и творчества, усиленный контроль за состоянием дисциплины и технологией выполнения работ на каждом участке.

В 1998 году Андрея Косенка ждало очередное назначение – главным инженером путевой машинной станции №11. Спустя восемь лет он возвращается в родную Чернышевскую дистанцию пути, на должность мастера по содержанию земляного полотна. С 2017 года Андрей Алексеевич трудится начальником производственного участка Чернышевск. В Забайкальской дирекции инфраструктуры Андрей Алексеевич на хорошем счёту. Руководство ПЧ ИССО ценит его за опыт, знания, дисциплину, ответственное и преданное отношение к делу. За свой добросовестный труд Андрей Косенок не раз поощрялся руководством ЗабДИ.

Нынешняя его награда, знак «Почётный железнодорожник» – это не только достойный итог 40-летней усердной работы, но и ещё благодарность за умение прийти на помощь в нужный момент, способность жертвовать личным временем, душой болеть за общее дело. Его личный клад в восстановление движения по Транссибу высоко оценило руководство компании и Забайкальской железной дороги, назвав умение в кратчайшие сроки справиться с чрезвычайной ситуацией трудовым подвигом железнодорожников.

Автор: Ольга Стракович