Продолжатель династии Волжская магистраль

Продолжатель династии

Олег Ахметжанов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Муром

Машинист первого класса – и наставник первоклассный

«А почему именно обо мне?». Предложение «Волжской магистрали» о подготовке статьи для рубрики «Доска почёта» несколько озадачило машиниста ТЧэ Муром Олега Ахметжанова. Подвигов вроде не совершал. Трудится достойно? Но ведь так и должно быть.

И всё же именно о нём нам рекомендовали рассказать на страницах газеты руководители и профсоюзные работники депо. Отличный работник. И наставник хороший. Во время поездок экономит электроэнергию. Электровоз знает как свои пять пальцев. О ком ещё рассказывать, если не о таких людях?

Путь Ахметжанова в профессию начинался в детстве. Машинистом работал отец. Тогда ещё не возбранялось брать с собой в поездки детей. А мальчишке интересно было смотреть, как и что делает локомотивная бригада. Наблюдать, как сильная, огромная машина слушается человека. Уже тогда осознавал всю сложность и ответственность такой работы. Но это не пугало. Наоборот, когда пришло время выбирать профессию, документы в училище подал на помощника машиниста.

В жизни Олега Ахметжанова было много людей, которых он считает своими наставниками. Крепкие знания получил в училище. Большую роль в его становлении как профессионала сыграл Владимир Крылов, первый машинист, к которому поставили в пару начинающего помощника.

– Очень дисциплинированный, – рассказывает о нём Ахметжанов. – Умеет держать своё слово. Всё рассказывал мне, объяснял сложность нашей работы. Изучали с ним устройство локомотива. Разбирали разные ситуации, которые могут быть во время рейса, действия локомотивной бригады в таких случаях. У нас нештатных ситуаций не было. Но надо быть к ним готовым. А в поездке, если что-то пошло не так, с электровозом что-то случилось, подскажет, что и как делать. К нему вернулся после армии. И после курсов в дортехшколе я ещё год работал вместе с ним, пока меня не обкатали на машиниста.

Шло время. Нарабатывался опыт. И наступил момент, когда уже Ахметжанову стали ставить в пару и начинающих помощников, и помощников, получивших права управления локомотивом, чтобы, работая с ним, они приобрели навыки машиниста.

Сам Олег Ахметжанов при этом невольно вспоминает уроки, методы воспитания своих наставников, того же Крылова. Помимо знаний и навыков, здесь необходимо терпение, понимание, что в два счёта всем тонкостям профессии не обучишь. И, конечно, нужно уважение к младшему коллеге. Мой собеседник вспоминает последних своих подопечных:

– Их есть за что уважать. Года два назад помощником со мной ездил Дмитрий Рожков. Его же потом обкатывал на машиниста. Четыре года работает машинистом Андрей Рыжков, который тоже у меня проходил обкатку. Зарекомендовал себя с хорошей стороны. Их всех отличает исполнительность, старательность и желание получить как можно больше профессиональных знаний. Последние семь или восемь месяцев – в одной бригаде с Дмитрием Герасимовым. Дружно работаем. Понимаем друг друга с полуслова. У него уже есть права управления локомотивом. Возможно, его обкатку тоже доверят мне.

Наставник следит за тем, как складывается профессиональная судьба учеников. Всё нормально. Никаких огрехов в работе. А когда тех хвалят, ему особенно приятно.

В работе с молодыми помогает то, что машинист хорошо помнит свои первые шаги, свой первый самостоятельный рейс, когда уже нет за твоей спиной старшего товарища, к которому можно обратиться за советом, за помощью. Уже ты – первое лицо в бригаде. И за всё отвечаешь сам. Страшновато поначалу было, не скрывает Олег Ахметжанов. Потом как-то незаметно втянулся. Отлично помнит чувство гордости после первой самостоятельной поездки.

А вот нештатные ситуации не приходят на память. Изломы рельса, деформация земполотна и другие напасти обошли Ахметжанова стороной. Когда же, случалось, подводила техника, действовал спокойно, брал ситуацию в свои руки. Года два назад, например, на перегоне возникла неисправность в электровозе. Не включались линейные контакторы.

– Это когда электровоз перестаёт ехать, не тянет поезд, – поясняет репортёрской группе машинист. – Мы следовали по ровному профилю пути. Движение – по инерции. Решение принимали на ходу. Как выяснилось, причина – неисправность блок-контактов. Устранили её. Остановки и задержки поезда бригада не допустила.

За годы работы машинистом Ахметжанов в совершенстве овладел приёмами, позволяющими экономить электроэнергию.

– Получается вроде, – улыбается он. – Да приёмы эти, в общем-то, всем известны. Учитываешь прежде всего профиль пути. На ровном – следуешь в режиме выбега, поезд идёт, катится по инерции, электроэнергия экономится. То же самое – когда под уклон. А на подъёме стараешься набрать побольше позиций, чтобы побыстрее его проследовать на скорости и меньше затратить электроэнергии.

– Продолжатель династии, – говорит об Ахметжанове начальник ТЧэ Муром Владимир Демидов. – Первый класс квалификации. Он имеет право водить все категорийные поезда: тяжеловесные, длинносоставные, объединённые, военные – любые. У него есть целый ряд поощрений от руководства депо и компании. Он использует оптимальные режимы ведения поезда, обеспечивает солидную экономию электроресурсов. При этом выполняет все заданные показатели, такие как скорость и другие. А главное – он обеспечивает безопасность движения. К нему нет вопросов ни по скоростемерным лентам, ни по результатам проверок.

Автор: Марина Галкина