Его имя – знак качества Железнодорожник Поволжья

Его имя – знак качества

Алексей Тютькин, монтёр пути Анисовской дистанции пути

Алексей Тютькин награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени



Практически вся трудовая биография Алексея Тютькина связана со стальной магистралью.

– Я с детства любил возиться с железяками, что-то мастерить, ремонтировать. Постоянно помогал отцу в гараже чинить машину и другую технику. Пацаном умел собрать-разобрать мотоцикл. Мой дядя называл меня «парень-гвоздь»! – улыбается Алексей Ильич.

Видимо, страсть что-то мастерить Алексею Тютькину передалась от отца. Тот тоже был рукастый. Слесарь по образованию, во время службы в армии он научился водить машину и потом всю жизнь трудился водителем. Естественно, знал её устройство до винтика. И сына приобщил к технике. Алексей ещё подростком сел за руль, помогал во­зить зерно по сельским дорогам.

Будущий железнодорожник родился и вырос в Палласовке Волгоградской области. После окончания школы в 1977 году устроился учеником токаря на завод «Радон» (входил в производственное объединение «Тантал») в городе Марксе Саратовской области. Там в это время работала родная сестра Алексея. Вскоре его забрали в армию, откуда он снова вернулся на завод. А в 1981 году молодой заводчанин узнал, что в Палласовской дистанции пути нужен токарь, и занял эту вакансию.

– Серьёзно переучиваться не пришлось – сфера деятельности токаря понятна: работа на станках – токарном и фрезерном, изготовление различных деталей. Говоря простыми словами, я делал всё, чтобы путейцы могли бесперебойно и слаженно работать. Ремонтировал транспорт, переносные электростанции, чинил инструменты, – поясняет собеседник.

В годы тотального дефицита золотым рукам Алексея Тютькина цены не было. Он всегда мог выточить деталь, которая точь-в-точь повторяла оригинал. Своими учителями в профессии он считает токаря завода «Радон» Тарасова, а на железной дороге – заведующего мастерскими дистанции Михаила Мариненко и токаря Владимира Морозова.

Не счесть изобретений и рационализаторских идей Алексея Ильича, которые за 40 лет он внед­рил, чтобы облегчить труд железнодорожников. В буквальном смысле слова. Например, в инструменте заменил литую часть на состоящую из трубчатого материала, чтобы сохранить прочность и сделать орудие труда менее тяжёлым. Или дополнил переносные электростанции ручками, чтобы было удобнее их перемещать. Казалось бы, мелочи, но для путейцев, которые всю смену трудятся в непростых полевых условиях, это важные усовершенствования.

– Алексей Ильич придумал, как ремонтировать переносные электростанции, у которых выходят из строя воздушные фильтры. Приобрести нужные не всегда удаётся, да и стоят дорого. Так он изготавливает эти запчасти из автомобильных деталей, купленных в магазине за копейки, – рассказывает заместитель начальника по текущему содержанию Анисовской дистанции пути Сергей Лаврешкин.

Алексей Тютькин работал не только токарем, но и заведующим мастерскими, а позже стал наладчиком по ремонту малой механизации. За 40 лет он был свидетелем нескольких реорганизаций на магистрали. В результате одной из них Палласовская дистанция пути перестала существовать, и Алексей Ильич, географически не меняя места работы, теперь трудится в Анисовской. Последние пять лет он монтёр пути, но к нему по-прежнему идут, если надо что-то починить, восстановить, наладить.

Сергей Лаврешкин работает с Алексеем Тютькиным 20 лет и за это время хорошо изучил характер коллеги.

– Алексей Ильич – прекрасный мастер. Он очень трудолюбивый, ответственный, перфекционист. Будет работать над задачей, пока не выполнит её наилучшим образом. У нас все знают: самые сложные случаи по неисправной технике – это к Тютькину. Известность мастера уже давно вышла за границы железной дороги. Знаю, что к нему часто обращаются за помощью с различных предприятий Саратовской и Волгоградской областей. Он на «ты» с автомобилями да и с любыми механизмами. У Алексея Тютькина есть заслуженный авторитет, его имя – знак качества, – говорит Сергей Лаврешкин.

Сергей Алексеевич не скрывает: уход на пенсию такого великолепного мастера будет большой потерей для дистанции. К счастью, 61-летний Алексей Тютькин на заслуженный отдых пока не собирается. Говорит, силы есть, и в профессии ему по-прежнему интересно. Он фонтанирует рационализаторскими идеями, считается главным их поставщиком в Анисовской дистанции пути.

За 40 лет работы на железной дороге Алексея Ильича не раз награждали почётными грамотами, дипломами, премировали. Он отмечен знаками «Почётный железнодорожник» и «Почётный работник Приволжской железной дороги». О награждении медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени Тютькин говорит коротко и скромно: «Я здесь ни при чём. Наград не выпрашивал, люди так решили».

У Алексея Ильича большая дружная семья. Вместе с супругой, тоже железнодорожницей, они вырастили сына и дочь. Помогают воспитывать пятерых внуков. Дочь продолжила династию и трудится на магистрали. Сын выучился на машиниста, немного поработал, но понял, что ему ближе и интереснее что-то мастерить. Сильны оказались отцовские гены!

Автор: Юлия Шишкина