Хранитель истории Октябрьская магистраль

Хранитель истории

Валентина Маслова, хранитель фондов Музея железных дорог России

Валентина Маслова награждена Почётной грамотой Октябрьской железной дороги

В День компании, 1 октября, хранитель фондов Музея железных дорог России Валентина Маслова награждена Почётной грамотой Октябрьской железной дороги. Механически её работа – беречь и вести учёт единиц хранения в музее; она лично видит свою задачу шире – продлить срок жизни артефактов минувших лет, беречь воспоминания, чувства и подвиги людей и знать всё о каждом предмете коллекции.  

Она мечтала о работе в музее ещё в юности, но жила на Дальнем Востоке, где в то время получить профильное образование музейщика было попросту негде. Повзрослев, поступила в Государственный педагогический университет в Санкт-Петербурге в институт Народов Севера на факультет культурологии. «Выпустилась с высшим образованием и правом работать в музее, – вспоминает Валентина. – После увидела в интернете вакансию администратора по надзору за сохранностью фондов в тогда только что открывшемся Музее железных дорог России. Откликнулась и получила приглашение на работу – моя жизнь связана с музеем с февраля 2018 года. А через месяц я получила должность хранителя».

В фондах сейчас более 27 тыс. документов, снимков, альбомов, чертежей, предметов, в том числе и бытовых, инструментов, макетов, деталей подвижного состава и пути, фотонегативов – это большая гордость музея. Большинство из них ждут своего часа и однажды войдут в постоянную экспозицию или тематические выставки.

Хранитель знает всё о каждом предмете, побывавшем в его руках. Валентина отмечает, что ориентироваться в таком объёме информации помогает структурирование – в её памяти всё рассортировано по категориям – время создания предмета и цель – для чего его применяли. Рабочий день хранителя состоит из труда в двух направлениях – приём на фондовый учёт новых предметов и работа с запросами от государственных организаций и частных лиц. Интересна процедура приёма: Валентина проводит подробную беседу с дарителем – узнаёт всё, что возможно, об артефакте и судьбах людей, связанных с ним. Затем оформляется акт приёма – один экземпляр остаётся в музее, второй – у владельца предмета. После вновь прибывший экспонат проходит осмотр, при необходимости – восстановление, включается в опись, получает название, учётную и каталожную карточки и отправляется на своё место в фондохранилище.

«Железнодорожники знают – если в руках оказался артефакт – его необходимо передать в музей, – говорит Валентина. –  Активнее всего нам помогают работники Октябрьской – во многом из-за территориальной близости, но и представители других дорог поддерживают эту идею. Находят что-то, обращаются: «Можно ли к вам? Надо ли вам?» Конечно надо!»

Люди, профессионального отношения к дороге не имеющие, тоже отдают и предметы, обнаруженные случайно, и даже семейные реликвии. Недавно в музей обратилась женщина преклонных лет, живущая в одном из отдалённых городов Сибири. Она рассказала: «Я старенькая, а у меня хранятся документы моего прадедушки – одного из первых строителей Транссиба, он был начальником одного из разъездов. Умру – они же пропадут, можно я их вам передам?» Валентина объяснила бабушке, что Музей примет их с благодарностью. «Так документы и фотография человека, да ещё и так бережно сохранённые, попали в наши фонды», – отметила она.

Несколько месяцев назад в музей позвонила женщина из Москвы – они семьёй купили квартиру, и в наследство от старых хозяев получили шкаф. Когда начали его разбирать, нашли большую старую фотографию: группа неизвестных людей в железнодорожной форме. «После исторической экспертизы мы выяснили, что это работники Московско-Виндаво-Рыбинской дороги», – рассказала Валентина.

Особенно трогателен для неё приём старых открыток. «Жду ответа», «Не забывайте меня, мои любимые», «Скучаю по вам» – малая, но такая важная часть чьей-то жизни раскрывается передо мной через эти строки, и личность человека, мне незнакомого, обретает очертания», – улыбается Валентина. Также отклик в сердце вызывают предметы и документы, связанные с Великой Отечественной войной – от многих писем и фактов на глазах наворачиваются слёзы.

«Несмотря на то, что профессия хранителя предполагает ответственность, терпеливость, усидчивость, даже некоторую строгость, Валентина Сергеевна вместе с тем – очень чуткий, добрый и творческий человек. Помимо своей основной работы, которой у Масловой много, она задействована в самых разных внутримузейных проектах – от консультации педагогов Детского центра до подготовки материалов для тематической рубрики в музейных социальных сетях. Весь коллектив Музея железных дорог России поздравляет Валентину Маслову с получением почётной награды», – сказал директор предприятия Владимир Одинцов.

Несмотря на то, что музей посвящён железной дороге, здесь принимают все материальные свидетельства минувших лет, напрямую с отраслью не связанные. Хотя с чем ещё можно связать, например, чемодан, подстаканник и перчатки, – многие предметы человеческого быта используются в дороге.

«Призываем отдавать исторические артефакты в музеи, ведь в фондах сохранится всё, – отметила Валентина. – Время уходит вместе с носителями воспоминаний, а предметы будут ценны не для всех потомков – кто-то трепетно сбережёт, а кто-то выбросит». Был такой случай – в 1991 году в Музей Октябрьской железной дороги мужчина отдал свои награды. У него остался акт. А недавно приехала его дочь, попросила посмотреть на них и сфотографировать, чтобы показать детям и рассказать о жизни их деда. Тут важно знать такое правило – что попало в фонды, оттуда уже обратно не выдаётся, и прежние владельцы предметов и документов могут только сделать их снимки или копии.

В фондохранилище Музея железных дорог России оборудовано всё для надёжного хранения артефактов – газовая система пожаротушения, сигнализация, датчики движения. Для каждой категории предметов настроен подходящий баланс температуры и влажности. Хранители могут прикасаться к ним только в перчатках. Так предметы, многие из которых пережили своих прежних хозяев, обретают новый постоянный надёжный дом. И Валентина Маслова ощущает свою роль не только как хранителя фондов, но и как хранителя истории и человеческой памяти.
Автор: Мария Трошина