Крушение отменяется Волжская магистраль

Крушение отменяется

Дмитрий Чебров, машинист ТЧэ Лянгасово

Небольшой толчок в пути следования заставил машиниста заподозрить деформацию земполотна

Случилось всё 10 мая. Грузовой поезд, который вели машинист Дмитрий Чебров и его помощник Андрей Козвонин, следовал из Балезино в Лянгасово.


Когда надо бить тревогу

Весна. Паводок. Земля отходит от зимнего холода, насыщается влагой. Это время на особом учёте у путейцев и локомотивных бригад. За двадцать с лишним лет работы Дмитрию немало приходилось слышать о размывах пути, о деформации земполотна во время весеннего половодья. А вот сталкиваться с таким не доводилось. На бдительность настраивает инструктаж, который в депо проводится с локомотивными бригадами. Есть перечень потенциально опасных мест, которые путейцы осматривают с особым вниманием и где локомотивные бригады всегда начеку. Некоторые километры перегона Яр – Фалёнки, по которому в тот момент следовал поезд, тоже в «опасном» списке. Но ведь не только о возможном размыве полотна думаешь во время рейса. Есть множество моментов, которые машинист должен удерживать на острие внимания.

И тут… Толчок был совсем небольшой. Вся сложность в том, поясняет Чебров, что те или иные колебания в поезде есть всегда – в большей или в меньшей степени. Они могут идти от локомотива, а могут – от пути. И если локомотив совсем не повело в сторону (тут уж не спутаешь), то нет чёткого критерия, который позволил бы определить: вот это – в пределах нормы, а вот здесь что-то пошло не так, надо бить тревогу. Машинисты в подобных случаях ориентируются на собственные ощущения, на опыт.

 

Следом шли пассажирские

– Мне кажется, процесс пошёл прямо под поездом, – рассказывает Дмитрий Чебров. – Колебание незначительное. Но у меня появилось сомнение, подозрение. И уже потом – твёрдое убеждение: надо принимать меры. Лучше перестраховаться. Тем более что следом шли пассажирские поезда, которые отставали от графика. А значит, будут нагонять время, пойдут на высокой скорости. Решать надо всё очень быстро.

Показалось, что прошло достаточно много времени. На самом деле – секунды. Тот поезд был сдвоенный, и Чебров по рации связался с машинистом второго локомотива. Предупредил: смотри, не надо ли заявлять толчок. И вскоре услышал в ответ: «Меня поддёрнуло». Выходит, второй локомотив тоже проследовал опасное место. Медлить нельзя.

– Дальше действовали точно по инструкции. Остановка. Осмотр пути. Но в любом случае надо было вызывать дорожного мастера. Нужен взгляд профессионала на путь. Мастер выдал ограничение скорости до 5 км/ч. Насколько мне известно, произошло насыщение водой и разжижение грунта. Это привело к перекосу рельса, он начал заваливаться.

Срочно было назначено «окно». Поезда, и чётные, и нечётные, пошли по второму пути. Один час работ по выправке – и в 16 часов 27 минут движение по первому было открыто. Выдана скорость 25 км/ч. Ещё через час – 60 км/ч. А задержки поездов, неизбежные в таких случаях, – это ничто по сравнению с тем, чем могла обернуться деформация земполотна.

 

С благодарностью к учителю

В подобных ситуациях лучше перестраховаться. Любое сомнение следует толковать в пользу безопасности движения. Это Дмитрий Чебров прочно усвоил ещё в железнодорожном техникуме, тогда ещё Горьковском. И в депо Лянгасово, куда попал по распределению, у него отличные учителя были. Первый из них – машинист Николай Клобуков.

– Мы с ним много лет отработали, – рассказывает Чебров. – Он много дал мне знаний не только в профессиональном плане. Приучил меня к лыжам, как, впрочем, многих работников депо. Я даже не раз участвовал в лыжных гонках на призы газеты «Волжская магистраль». Пунктуальность, ответственность. Он очень щепетильный человек, внимателен к мелочам, деталям. Очень аккуратный, собранный. Рассудительный и грамотный. Надеюсь, что некоторые его черты я сумел перенять.

Со временем и у самого Чеброва появились ученики. Некоторые даже на пенсию уже вышли: были старше своего учителя. Но вообще, по его личным заметкам, научить можно только того, кто сам хочет научиться. Если, к примеру, человек хочет дорасти до машиниста. Но есть и такие, кого вполне устраивает должность помощника, и по складу характера она им больше подходит.


Цена первой секунды

– А есть ли страх во время чрезвычайных ситуаций? – возвращаюсь я к теме, с которой начался наш разговор.

– Испугаться не успеваешь. До принятия решения очень короткий промежуток. Времени для эмоций просто нет. Срабатывают знания и профессиональные навыки. Волнение может прийти потом, когда спустя день или неделю обдумываешь и анализируешь ситуацию, прикидываешь, что могло бы быть, если бы… А в ту самую первую секунду главное – правильно всё оценить.

И ещё важно (особенно в нештатной ситуации), когда ты уверен в напарнике. Чем опытнее у машиниста помощник, тем лучше. С Андреем Козвониным они за время совместной работы научились хорошо понимать друг друга. «Большой опыт. Дело своё знает. Может выявлять неисправности. Внимательный, – говорит Чебров о своём бывшем напарнике, с которым был в той памятной поездке. –

Не зря у меня его уже забрали и поставили в пару с молодым машинистом, чтобы он помог тому почувствовать уверенность в себе, мог подсказать ему что-то, исходя из своего опыта».

Нештатные ситуации в рабочей биографии Чеброва случались и раньше:

– Однажды выезжал из кривого участка пути. И вижу – впереди на пути дерево лежит. Во время вырубки леса работники не совсем точно направили его. И дерево завалилось в другую сторону, упало на рельсы. Доли секунды потребовалось, чтобы применить экстренное торможение. Поезд успел остановиться. Наезда не было. Работники убрали поваленное дерево, а мы продолжили путь. Или однажды поезд попал в ураган. Электровоз ударило так, что всё электричество перекрыло. Хорошо, что до конечной станции оставалось немного. Инерции движения хватило, чтобы вкатиться на путь прибытия. А там уже электровоз отцепляли и тепловозом ставили его на ПТОЛ.

Ну а неисправные светофоры, в локомотиве неисправность – это просто работа. Как действовать в таких случаях, машинист второго класса Дмитрий Чебров хорошо знает.

– Настоящий профессионал, – говорит о нём заместитель начальника ТЧэ Лянгасово по кадрам и социальным вопросам Денис Милосердов. – Компетентный работник. Ответственный. Ему можно поручить важное дело, и оно будет выполнено. Трудолюбив. В коллективе его уважают. В той ситуации 10 мая он ещё раз доказал свой профессионализм. Точно выполнил все свои должностные обязанности, все распоряжения. Предотвратил такие тяжкие последствия, как сход или даже крушение.

Автор: Марина Галкина