Транссиб

Вертикальный толчок

Роман Матвеев и Дмитрий Зыбкин, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Белово

Беловские железнодорожники помогли предотвратить трагедию

Роман Матвеев.jpg

В сентябре грамотные действия машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Белово Романа Матвеева и помощника машиниста Дмитрия Зыбкина помогли предотвратить трагедию на одном из участков Кузбасского региона магистрали.

Как рассказал Роман Матвеев, гружёный состав отправился со станции Ускатская по направлению к Белово. Преодолев около пяти километров, железнодорожники почувствовали боковой и вертикальный толчок.

– За 10 лет работы на железной дороге в моей практике такое произошло впервые. Можно представить, как происходит боковой толчок, когда электровоз «ведёт» вправо или влево. А здесь мы как будто провалились в яму, а потом резко подпрыгнули, – описывает ощущения машинист. – И это при том, что этот профиль пути я изучил досконально. Каждую смену мы везём по этому участку порожние и гружёные составы. Уже чётко знаешь, где и как поезд себя покажет. То есть электровоз только разгонялся – ехал в гору со скоростью 23–25 км/ч, и никаких колебаний там не должно было быть.

Ситуация осложнялась тем, что на часах был первый час ночи, и по-осеннему густая тьма окутала всё вокруг. Прожектор электровоза подсвечивал путь, но разглядеть проблему с его помощью не получилось. Ощутив вертикальный толчок, Роман Матвеев применил служебное торможение и по радиосвязи сообщил об этом дежурному по станции. Опытный помощник машиниста Дмитрий Зыбкин с точностью до секунды зафиксировал время остановки и переключил внимание на приборы безопасности.

Вооружившись фонарём, Роман Александрович отправился осматривать пути. Открылась неожиданная картина: между рельсами отсутствовали соединительные накладки. Злоумышленники не ограничились одной-двумя штуками, что уже было бы угрозой для движущегося тяжеловеса. Они сняли 44 накладки, оставив около 300 метров незакреплённых рельсов. Одни скажут, что состав только чудом не сошёл с пути, но на самом деле это заслуга локомотивной бригады.

– На каждую нестандартную ситуацию есть своя инструкция. Когда в пути происходит толчок, надо плавно остановить поезд, то есть применить служебное торможение. Экстренное торможение в данном случае привело бы к тяжёлым последствия: поезд завалился бы на бок, – объясняет машинист эксплуатационного локомотивного депо Белово.

По возвращении в кабину он доложил дежурному по станции, что движение невозможно. На помощь локомотивщикам пришёл дорожный мастер. Сделав необходимые замеры, он выдал разрешение на движение поезда со скоростью не более 5 км/ч. Но Роман Матвеев внёс альтернативное предложение: поскольку на опасный участок въехала только четверть вагонов от всего состава, ехать нужно не вперёд, а назад – на Ускатскую. Идею поддержали, и вскоре к «хвосту» поезда подсоединили тепловоз, который доставил состав на станцию. Движение по участку приостановили – за дело взялись путейцы. Пропажей соединительных накладок занялась транспортная полиция.

– С самого начала нас учат, как справляться с нестандартными ситуациями. Это не только дефект рельсов. Срабатывание автотормозов, расцепка вагонов, отключение напряжения в контактной сети – счёт всегда идёт на минуты и секунды. Поэтому машинист должен знать, что предпринять в таких случаях, – считает Роман Александрович. – Обучение локомотивных бригад не прерывается. Перед каждой поездкой нас ждут инструктажи, разбор реальных случав, а также каждую неделю мы проходим теоретические и практические занятия с отработкой навыков на тренажёрах. Конечно, я не могу ощутить, что в нестандартной ситуации чувствует другой человек, но обмен опытом не проходит даром.

Профессиональные действия локомотивной бригады оценили коллеги и руководство Западно-Сибирской дирекции тяги. Роман Матвеев будет представлен к награждению знаком «Почётный железнодорожник», и это не первая его награда. Начальник эксплуатационного локомотивного депо Белово Алексей Сизов отмечает, что машинист водит грузовые поезда строго по графику, добиваясь при этом экономии электроэнергии. В прошлом году он сберёг 28,5 тыс. кВт•ч, а за 8 месяцев нынешнего года – 15,4 тыс. кВт•ч.

– Роман Александрович – высококвалифицированный, грамотный машинист. Он в совершенстве знает и грамотно руководствуется нормативными актами железной дороги, а также инструкциями по технической эксплуатации электровоза и подвижного состава. В своей работе железнодорожник применяет передовые методы вождения поездов, – констатирует руководитель эксплуатационного депо Белово. – В нестандартной ситуации на перегоне Ускатская – Красулино он проявил профессионализм, внимательность, способность быстро ориентироваться и принимать верные решения. Эти качества помогли предотвратить грубое нарушение безопасности движения поездов с тяжёлыми последствиями.

В то же время помощнику машиниста Дмитрию Зыбкину вручат знак «За безопасность движения». По заверению начальника депо, он отличается целеустремлённостью и постоянно повышает свой технический уровень. Своим богатым опытом – а на магистрали Дмитрий Витальевич трудится 9 лет – железнодорожник делится с молодыми коллегами. Он подготовил к самостоятельной работе 6 помощников машиниста электровоза.

Автор: Дарья Доротова