Доска почета отраслевой конкурс


Случай на 20-м разъезде

Случай на 20-м разъезде

Александр Филимонов, монтер пути Оренбургской дистанции пути
Призыв

Путеец не просто исполнял инст­рукции, он действовал разумно, инициативно, истинно по-хозяйски заботясь о безопасности движения поездов и сохранности грузов.


В тот день Александр вместе со своим товарищем Евгением Евсюковым дежурил в горловине станции 20-й разъезд, обслуживал стрелочные переводы. По обыкновению путейцы обращали внимание не только на рельсы, но и на вагоны проходящих поездов. Мало ли что может возникнуть во время движения поезда: волочение деталей, смещение груза, биение колёс…


– Брызги из нижнего сливного отверстия цистерны мы с Евгением заметили практически одновременно. И тут же почувствовали резкий запах горючего, – рассказывает Александр Филимонов. – Переглянулись: надо действовать! Я сразу же отправился к аппарату громкой связи, чтобы оповестить дежурного по станции, а Женя остался следить за остальными вагонами.


Александр отправил по линии сигнал о происшествии в поезде, но на этом не успокоился и предложил проследить, откуда началась течь. Ведь тому могли быть разные причины, в том числе и неполадки пути. Путейцы отправились по следам течи обратно ходу движения прошедшего поезда, в сторону 19-го разъезда. Было видно, что капли горючего разбрызгивались веером, их интенсивность постепенно менялась и примерно через два километра сошла на нет. Путь в этом месте был исправен, угрозы безопасности не было.


– Видимо, в той цистерне перед наливом под сливной клапан попала вода, – высказал свою версию случившегося Филимонов. – Она замерзла, и во время движения солярка начала постепенно разъедать лёд.


Но к этим выводам Александр пришёл уже потом, узнав о масштабах случившегося и применив свой многолетний опыт работы на этом участ­ке дороги. А когда поезд остановился на станции Донгузская, следующей после 20-го разъезда, из злополучной цистерны горючего вылилось уже порядочно; солярка вовсю хлестала из разгерметизированной сливной горловины. Прибывшие со станции Оренбург бойцы пожарного поезда остановили течь, откачали с земли огнеопасную жижу. Опасные послед­ствия течи были ликвидированы.


– Конечно, если бы начавшуюся течь мы не заметили на 20-м разъезде, то через 7 километров, на Донгузской, её увидели бы точно, – рассуждает Александр. – Но тогда для отцепки неисправного вагона состав проследовал бы дальше, до Маячной, а это ещё 26 километров. К тому времени всё горючее оказалось бы на путях.


К чему это могло привести, Филимонов знает не понаслышке. За 16 лет работы на этом участке ему с товарищами несколько раз приходилось тушить тлеющие шпалы, которые возгорались от снопов искр, вылетающих из сапунов тепловозов. Правда, в по­следнее время поводов для возгораний стало гораздо меньше: путь в основном перевели на бетонные шпалы, да и борьба с растительностью приносит свои плоды.


– Постоянно занимаемся прополкой травы, вырубкой кустарника в полосе отвода, – рассказывает о трудовых буднях Александр Филимонов. – За текущее содержание пути наш участок постоянно получает отличную оценку.


Работа с техникой нравилась Александру ещё с юности. Пока учился в сельхозтехникуме, каждое лето по три-четыре месяца работал в поле механизатором. Освоил и колёсные, и гусеничные трактора, и зерноуборочный комбайн. Ремонт в поле и в мастерской производил собственными руками.


Судьбоносное решение по выбору профессии состоялось, когда перед службой в армии отец, бригадир пути Новосергиевской дистанции, пригласил Александра к себе.


– Отец был человек старой закалки, гонял по-свойски, бывало, сядешь курить, а он: «Вставай, а то люди подумают, что я тебе поблажку делаю», – вспоминает Александр. – Похвалить не похвалит, но и не ругал совсем. Говорил, мол, доходи до всего своим умом!


Отец на практике дал ему первые знания по содержанию пути – показывал, как устранить неисправности стрелочных переводов, где что подкрутить, куда что подложить. С благодарностью вспоминает Александр и командиров среднего звена на станции Тоцкая, куда после армии устроился на работу.


– Ни дорожный мастер, ни бригадир не прогоняли, когда я, молодой монтёр пути, интересовался их работой, – вспоминает он. – Объясняли, как вымерять нитку, какой занос взять, какие углы выставить при рихтовке.


В Оренбургскую дистанцию пути Александр поступил, когда после женитьбы переехал жить в Оренбургский район. Приём на работу тогда был ограничен, вакансии пришлось ждать примерно год. Но у него не было сомнений, что именно этой профессии нужно отдать предпочтение.


Продолжал брать пример с опытных путейцев, хорошим наставником был для него старший дорожный мастер почётный железнодорожник Николай Онищенко. А затем, пройдя курсы в дорожной технической школе, молодой рабочий стал бригадиром, проработав в этой должности почти десять лет. Два года назад с переходом на участковую систему должность бригадира тут сократили, и официально он стал рядовым монтёром пути. Но привычка нести ответственность за вверенный участок сохранилась у Филимонова до сих пор.


– Из наших путейцев один Александр Александрович имеет право записи в журналах, так что он тут был и остаётся за главного, – отзывается о нём дежурная по станции Ольга Макеева.


Станция 20-й разъезд небольшая, но очень ответственная. За сутки через неё проходит 6–8 пар грузовых поездов и ещё несколько пассажирских, в том числе международные. До границы с Казахстаном всего несколько десятков километров. Подъездные пути ведут к большому элеватору, где круглый год не прекращается работа по переработке и хранению зерна.


Ещё об одной особенности станции свидетельствует металлическая аппарель, установленная военными для погрузки на платформы боевой техники. Здесь, в ковыльной степи, расположен знаменитый Донгузский полигон, на котором два года назад проводились большие армейские учения «Южный щит».


– Самоходные артиллерийские установки, танки, бронемашины сюда стекались рекой, – рассказывает Филимонов. – На учениях побывало высшее руководство Российской Федерации. Конечно, для нас это был серьёзный экзамен, но и его мы выдержали с честью.


Жизнь и работа в сухой степи сама по себе экзамен на выносливость. Зимой путь заметает снегом, завьюживает, холода под 40 градусов. Летом палящий зной под те же 40 градусов, но со знаком плюс. И ветры, ветры…


– За бесстыковыми плетями нужен глаз да глаз, за подвижкой может последовать выброс пути, – говорит путеец. – Поэтому ставим «маячки», по сезону занимаемся заменой уравнительных пролётов.


Авторитета среди товарищей Александру не занимать, и руководство дистанции ему доверяет. Выдающийся поступок редко бывает случайным, за одним ярким эпизодом стоит каждодневный добросовестный труд. Недаром на предпраздничном селекторном совещании, посвящённом Дню железнодорожника, поступок Александра Филимонова начальник дороги поставил всем в пример.


Автор: Вячеслав Войтин


Forum with id 24 is not found.

Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОАО «Издательский дом «Гудок»